научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Theme of division (raskol) in 19th century art: M. P. Musorgskii, V. I. Surikov

  • Annotation
  • Authors
  • List of references

The questions of methodology and scientific analysis of the works of the Russian skill (music and painting), in which is represented the theme of the Old Faith motions (division) of the second half of 17th of century are examined. In the music - this is the opera «Khovanshchina» by M. P. Musorgskii, in the painting - «Morning of streletskoy execution» and «Boyar of Morozova» by V. I. Surikov. The comparative analysis of the creative approaches of the outstanding workers of domestic culture, who created the remarkable works, which became the apex of Russian historical opera and Russian historical painting is carried out. The matters under discussion of the methodology of the artistic understanding of history, and also its interpretation of Musorgskii and Surikov. Is outlined also the circle of the sources - of the works by the historians of the past and contemporary, into study of whom deeply entered M. P. Musorgskii in the process of formation and realization of the operatic concept, be based on idea of the artistic understanding of the past and by the tendency of the search for present in the past. The documents, which make it possible to understand the special features of personal perception for V. I. Surikov of the epoch of archers riots and religious beginnings of staroveriya (old believers) as seen, as if by squandered by it itself of reality are shown.

  • Молзинский Владимир Владимирович
  • Серегина Н. С. М. П. Мусоргский: «Рассвет на Москве» в свете песнопений Владимирской иконе Богоматери // Отражения музыкального театра. Санкт-Петербург, 2001. С. 87-97.
  • Неясова И. Ю. Русская историческая опера XIX в.: к проблеме типологии жанра: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Магнитогорск, 2000. 19 с.
  • Бакаева Г. Н. «Хованщина» М. Мусоргского - историческая музыкальная драма. Киев: Музична Украiна, 1976. 207 с.
  • Хмыров М. Д. Стрельцы и первый стрелецкий бунт с раскольничьим мятежом: ист. очерк // Северное сияние. 1863. Т. 2, № 3. С. 136-172.
  • Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Москва: Братское слово, 1878. Т. 4. 314 с.
  • Кельсиев В. И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон: Вольная рус. тип., 1862. Вып. 4. 343 с.
  • Головинский Г. Л., Сабинина М. Д. М. П. Мусоргский. Москва: Музыка, 1998. 736 с.
  • Фрид Э. Л. Мусоргский и его народные музыкальные драмы: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ленинград, 1949. 18 с.
  • Александр Б. (Бровкович А.). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Санкт-Петербург: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1861. Ч. 1: Сочинения исторические. 291 с.
  • Савва Романов. История о вере и челобитная о стрельцах // Летописи русской литературы и древностей. Москва: Тип. Грачева, 1863. Т. 5. С. 110-148.
  • Б-н А. О Московском соборе 1681-1682 г.: опыт ист. исслед. Г. Воробьева // Ист. вестн. 1885. № 12. С. 713-715.
  • Стасов В. В. Избранные статьи о Мусоргском. Москва: Музгиз, 1952. 234 с.
  • Мусоргский М. П. Автобиографическая записка 1880 г. // Мусоргский М. П. Литературное наследие. Москва; Ленинград: Музыка, 1971. Т. 1. С. 267-270.
  • М. П. Мусоргский: письма и документы / ред. А. Н. Римский-Корсаков. Москва; Ленинград: Музгиз, 1932. 579 с.
  • Костомаров Н. И. Царевна Софья // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Калуга: Золотая аллея, 1995. Т. 2, вып. 4/5. С. 380-414.
  • Щапов А. П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и первой половиной XVIII в. (1859 г.) // Полн. собр. соч. Санкт-Петербург: Изд. М. В. Пирожкова, 1906. Т. 1. С. 173-450.
  • Молева Н. М. Царь-девица // Знание - сила. 1971. № 1. С. 32-36.
  • Шлифштейн С. И. Мусоргский: художник, время, судьба. Москва: Музыка, 1975. 335 с.
  • Фрид Э. Л. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» М. П. Мусоргского. Ленинград: Музыка, 1974. 333 с.
  • Рахманова М. П. Истоки оперных концепций М. П. Мусоргского: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Москва, 1987. 206 с.
  • Рахманова М. П. Мусоргский и его время // Совет. музыка. 1980. № 9. С. 101-110.
  • Суриков В. И. Письма; Воспоминания о художнике / ред. С. Н. Гольдштейн. Ленинград: Искусство, 1977. 381 с.
Authors: Molzinskii Vladimir Vladimirovich
Рубрика: Без названия
Pages: 83-91
УДК: [75.046+78.046](=161.1)
DOI: 10.30725/2619-0303-2018-1-83-91
Keywords: spiritual culture of Russia in end of 19th century, church division, historical opera, historical painting, M. P. Musorgskii, V. I. Surikov
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь