научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Освоение фольклорных текстов в ансамблевом пении

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В культуре современной деревни наблюдается забвение народных певческих традиций и нарушение механизма их передачи, потеря многоголосия ансамблевого пения. Педагогическим сообществом понимается необходимость включения песенного наследия в жизнь современного общества, важность этновокального обучения в контексте устных народных традиций. Авторская педагогическая методика освоения фольклорных текстов современными исполнителями через слуховое их восприятие, которое воспроизводит особенности говора и многоголосия, опирается на метод речевой артикуляции и резонирования певческого звука. Выявленные педагогические условия и этапы освоения фольклорных текстов способствуют формированию этнопевческой культуры личности. Рационально диалектное пение, работа с многоканальными звукозаписями, сохранение и взаимодействие трех основных взаимозависимых параметров: тембр, фонетика, строй. Это позволит творить песню, создавать новое, оригинальное на основе импровизации и вариативности. Фольклорные материалы для изучения и освоения целесообразно представлять в звуковом виде, а не только в письменном. Смысл этновокальной педагогической работы заключается в передаче ключа освоения фольклорных текстов любой традиции, что даст возможность находить наиболее приемлемые пути решения проблемы формирования исполнителя народной песни в современном этновокальном образовательном пространстве. Алгоритм освоения песен фольклорной традиции предложен на примере изучения песен Новозыбковского района Брянской области в студенческом вокальном ансамбле.

  • Шастина Татьяна Владимировна
  • Бунчук Т. Н. К вопросу о прагматической организации обрядового фольклорного текста // Русская культура нового столетия: проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда: Кн. наследие, 2007. С. 526-535.
  • Толстой Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Москва: Индрик, 1995. 512 с.
  • Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александрия, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. 479 с.
  • Лобанов М. А. Фиксация и интерпретация фольклорного материала как текстологическая проблема // Фольклорная традиция: фиксация и интерпретация: сб. ст. Санкт-Петербург: Рос. ин-т истории искусств, 2013. С. 7-20.
Авторы: Шастина Татьяна Владимировна
Рубрика: Без названия
Страницы: 168-172
УДК: 398.8(=161.1):784
DOI: 10.30725/2619-0303-2018-1-168-172
Ключевые слова: фольклорный текст, ансамблевое пение, методика обучения, народная песня, аутентичные исполнители, фольклорная экспедиция, певческий голос
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь