Интерпретация термина «вьякарана» в буддийской письменной культуре
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Статья посвящена анализу значений термина вьякарана в буддийской письменной культуре. Автор утверждает, что одно из устоявшихся в отечественной и мировой буддологической науке значений - «пророчество» - ошибочно (поскольку буддизм не соответствует определению профетической религии) и не находит подтверждения в ранних памятниках буддийской письменной культуры. В статье высказывается предположение, что вьякарана представляет собой способ описания закона причинно-зависимого возникновения (пратитья-самутпада), позволявший осознанно «моделировать» возможные обстоятельства нового благого рождения - то, что ошибочно понималось как профетизм в буддизме. Вторая часть статьи посвящена попытке интерпретации буддийской вьякараны как совокупности приемов анализа и синтеза с целью контролируемого прогнозирования результатов человеческой деятельности, направленной на реализацию идеала буддийской религиозной практики - достижение нирваны.
- Шомахмадов Сафарали Хайбуллоевич
- Васубандху: энцикл. Абхидхармы: Абхидхармакоша / изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир, 2001. Т. 2. С. 486.
- Воробьева С. В. Анализ и синтез // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. С. 24.
- Прогнозирование // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Совет. энцикл., 1983. С. 533.
- Синтез // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Совет. энцикл., 1983. С. 609.
- Торчинов Е. А. Путь философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петерб. востоковедение, 2007. С. 237-238.
- A Sanskrit-English dictionary: etymologically and philologically arranged with special reference to cognate Indo-European languages / ed. by M. Monier-Williams. Delhi, 1997. P. 949.
- Lalita Vistara. Leben und Lehre des / Aus dem Original des Sanskrit und des Zuerst ins Deutsche Uebersetzt und mit Sachlichen Erklaerungen Versehen von Dr. Salonom Lefmann. Berlin, 1874. P. 2.