научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Медиевистика в XXI веке: искусствоведческие аспекты

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Современная медиевистика - комплексная дисциплина, опирающаяся в исследовательской практике на различные научные принципы и использующая сложную исследовательскую методологию, базирующуюся на идее взаимодействия приемов, для изучения материала. Междисциплинарные методы занимают важное место в искусствоведении, и в XXI в. проблема формирования комплексных исследовательских подходов порождает появление целого ряда вопросов научно-методологического толка. Основанные на синтезе методов социальных и гуманитарных наук принципы работы с материалом в современной медиевистике, связанной с искусствоведением, формируют новые школы, ориентированные на базовые парадигмы современной исследовательской практики в сфере изучения искусства. Циклический характер развития науки о средневековом искусстве порождает попеременное обращение то к вопросам формального толка, то к проблемам иконографии и содержания произведений искусства.
  • Арутюнян Юлия Ивановна
  • Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания: в 5 т. М.: Акад. проект, 2015. Т. 3: ХХ в.: формальная школа. 348 с.
  • Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания: в 5 т. М.: Акад. проект, 2015. Т. 4: XX в.: духовно-исторический метод; социология искусства; иконология. 304 с.
  • Арутюнян Ю. И. Интерпретация «романского» в русской традиции и итальянская скульптура XI-XIII вв. // Вестн. СПбГУКИ. 2014. № 3 (20), сент. С. 106-112.
  • Арутюнян Ю. И. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гуманитарного образования // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200: Педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре. С. 174-185.
  • Арутюнян Ю. И. Человек средний - человек типичный - человек идеальный: историки рус. зарубежья о зап. средневековье // Тр. СПбГУКИ. 2008. Т. 178: Герой в искусстве: поиски идеального образа. С. 8-15.
  • Арутюнян Ю. И. «Эффект присутствия»: монумент. искусство роман. эпохи в музее: проблема экспонирования // Вестн. СПбГУКИ. 2011. № 1 (6), март. С. 15-23.
  • Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс, 1995. URL: http: // gumer. info (дата обращения: 27. 01. 2016).
  • Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников: избр. тр. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 544 с.
  • Зборник радова Византолошког института = Recueil des travaux de l’Institut d’études byzantines / Византолошки ин-т Срп. акад. наука и уметности. Београд. URL: http: // byzinst-sasa. rs (дата обращения: 27. 01. 2016).
  • Крыжановская М. Я. В мире замков и соборов: прикл. искусство зап. средневековья. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2007. 160 с.
  • Крыжановская М. Я. Западноевропейская резная кость средних веков = Western European Medieval ivories: кат. коллекции / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. 310 с.
  • Ле Гофф Ж. В поддержку долгого средневековья // Средневековый мир воображаемого / общ. ред. С. К. Цатуровой. М.: Прогресс, 2001. С. 31-38.
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.; М.: Искусство, 1964. 390 с.
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего средневековья. СПб.: Азбука, 2000. 383 с.
  • Нессельштраус Ц. Г. Немецкая первопечатная книга: декорировка и иллюстрации. СПб.: Аксиома: РХГИ, 2000. 271 с.
  • Произведение искусства как документ эпохи: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф.: в 2 ч. М.: Изд-во НИИ теории и истории изобраз. искусств РАХ: БуксМАрт, 2014.
  • Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи: система худож. видов. М.: Искусство, 2001. 233 с.
  • Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: система худож. видов. М.: Индрик, 2007. 255 с.
  • Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII-XV в. М.: Искусство, 1987.
  • Субботина О. В. Искусство западного средневековья и проблема исследовательского метода: осн. тенденции развития фр. медиевистики второй пол. XX в.: автореф. дис. … канд. искусствоведения / НИИ теории и ист. изобраз. искусств. М.:, 2008.
  • Торопыгина М. Ю. Иконология: начало; проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга. М.: Прогресс-Традиция, 2014. 368 с.
  • Хакимов А. А. О значении трудов Г. А. Пугаченковой и их роли в развитии исторического искусствоведения Узбекистана // Узбекистонда ижтимоий фанлар = Общественные науки в Узбекистане. 1995. Вып. 5-8. С. 13.
  • Шелюгина О. А., Давыденко М. В. Традиции отечественной и зарубежной искусствоведческой медиевистики XX в. в исследовательском методе Ц. Г. Нессельштраус. // Изв. Алтайск. гос. ун-та. 2011. № 2-1 (70). С. 256-258.
  • Эко У. Средние века уже начались // Иностр. лит. 1994. № 4. C. 258-267.
  • Barral-i-Altet X. Cоntre l’art roman?: essai sur un passe reinvente. Paris: Fayard, 2006. 415 p.
  • Cahn W., Seidel L. Romanesque sculpture in American collections. New York: Burt Franklin & Co., Inc., 1979.
  • Dale E. A. Th. Corporeal, deformes and phantasms in the cloister of St. Michel-de-Cuxa // The art bul. 2001. Vol. 83, № 3. P. 402-436.
  • International Center of Medieval Art (ICMA) URL: http: // medievalart. org (дата обращения: 27. 01. 2016).
  • Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik / Institut für Byzantinistik und Neogräzistik der Universität Wien; Red. C. Gastgeber, A. Rhoby. URL: http: // epub.oeaw.ac.at (дата обращения: 27. 01. 2016).
  • Kessler H. L. On the State of Medieval Art History // The art bul. 1988. Vol. 70, № 2, june. P. 166-187.
  • Le Festival International d’Art de Toulouse et le musée des Augustins / Jorge Pardo et la sculpture romane. URL: http: // augustins. org (дата обращения: 27. 01. 2016).
  • Les vitraux de la Sainte-Chapelle: rencontres au musée de Cluny / autour des œuvres. URL: http: // musee-moyenage. fr (дата обращения: 27. 01. 2016).
  • Nayrolles J. L’invention de l’art roman à l’époque modern, XVIIIe-XIXe siècle. Rennes: Presses Univ. de Rennes, 2005. 408 p. (Art et société).
  • The Cloisters / The Metropolitan Museum of Art. URL: http: // metmuseum. org (дата обращения: 27. 01. 2016).
  • Travis W. J. The iconography of the choir capitals at Saint-Lazare of Autun and the anagogical way in Romanesque sculpture // Konsthistorisk. tidskrift. 1999. Årg. 68. P. 220-249.
  • Wind E. Art and anarchy. London: Faber and Faber, 1963. C. 62.
  • Wirth J. La datation de la sculpture médiévale. Genève: Librairie Droz, 2004. 334 р. (Titre courant; vol. 30).
Авторы: Арутюнян Юлия Ивановна
Рубрика: Без названия
Страницы: 181-186
УДК: 7.033:001.891
DOI:
Ключевые слова: медиевистика, современное искусствоведение, методы изучения искусства, средневековое искусство, периодизации истории искусства, стили в искусстве
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь