научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Художественное пространство в живописи русского символизма

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Формулируются основные особенности декоративного принципа организации композиции и их непосредственная связь с идейно-образной составляющей произведения в живописи русского символизма конца XIX - начала XX в. Изменение принципов работы художника с изображаемым пространством обусловливалось общей тенденцией эпохи к декоративной однородности и активному внедрению в живописную ткань орнаментальных структур. Однако при всей кажущейся на первый взгляд общности метода художественные цели мастеров рубежа веков были разные. В данной статье проблема декоративности живописного символизма рассматривается в сравнительном анализе с принципами импрессионистического искусства. Разбор формальных методов отталкивается от идейно-программных установок символизма и импрессионизма. Кроме того, анализируется метод построения колористической системы символистской картины, роль света и ритма в ее композиции. Выявляются особенности структурного построения живописного полотна, распределения в ней главных и второстепенных участков. Описывается художественная выразительность и целесообразность выявленных формально-стилистических качеств произведений. Не претендуя на всеохватность сложного вопроса, автор намечает основные пути разработки указанной проблематики.
  • Яковлева Анастасия Сергеевна
  • Виппер Б. Р. Статьи об искусстве / вступ. ст. Т. Н. Ливановой. Москва: Искусство, 1970. 591 с.
  • Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. Москва: Совет. художник, 1983. 375 с.
  • Давыдова О. С. Иконография модерна: образы садов и парков в творчестве художников русского символизма. Москва: Буксмарт, 2014. 512 с.
Авторы: Яковлева Анастасия Сергеевна
Рубрика: Без названия
Страницы: 135-138
УДК: 75.036.45(=161.1)"18/19"
DOI:
Ключевые слова: декоративность, русский символизм, импрессионизм, цвет в живописи, художественное пространство, композиционные приемы, М. В. Якунчикова, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, А. И. Савинов
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь