научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Античная расписная керамика: от «предмета быта» до «музейного экспоната»: к вопросу о восприятии, коллекционировании и изучении

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Статья посвящена проблеме изменения восприятия античной расписной керамики в веках. Создаваемые для того чтобы быть предметами быта и культа, афинские черно- и краснофигурные вазы были забыты после упадка древнегреческой цивилизации. В Европе XVII-XVIII вв., найденные в результате раскопок в разных центрах Средиземноморья, эти вазы стали объектом интереса знатоков, сначала занимая места в кунсткамерах, наравне с разными любопытными вещицами - окаменелыми скелетами животных, раковинами, драгоценными камнями, а впоследствии - в музеях, наряду с античными скульптурами из мрамора и бронзы. Конец XIX - начало XX в. изменили вновь восприятие античной расписной керамики: на той же волне, что и интерес к атрибуции полотен старых европейских мастеров, начался «век атрибуции» античной вазописи. Вместе с интересом к формальному стилистическому анализу росписей сосудов началось и восприятие их как «произведений искусства». Так, будучи не созданными для музейного контекста, античные горшки стали музейными экспонатами. И хотя для изучения керамики произошедшее сыграло во многом положительную роль, были у этого явления и недостатки, заключающиеся в подходе к керамике, разительно отличающемся от того, каков он был для ее создателей и современников.
  • Петракова Анна Евгеньевна
  • Nørskov V. Greek Vases in New Contexts: The Collecting and Trading of Greek Vases - an Aspect of the Modern Reception of Antiquity. Aarhus, 2002.
  • Sparkes B. The Red and the Black: Studies in Greek Pottery. London; New York, 1996.
  • Rouet Ph. Approaches to the study of Attic Vases: Beazley and Pottier. Oxford, 2001.
  • Boardman J. The History of Greek Vases: Potters, Painters and Pictures. London, 2001.
  • Corpus Vasorum Antiquorum. Milano 2. Pl. 1. 1-3. Инв. С 278. Далее - CVA.
  • CVA. London, British Museum 9. P. 55-56. Pls. 58. A-B, 59. A-D. Инв. Е 68.
  • Античные поэты об искусстве. СПб., 1996.
  • Эпиграммы греческой антологии. СПб., 1999.
  • Nørskov V. Op cit. Р. 27.
  • Himmelmann N. Utopische Vergangenheit. Berlin, 1976. S. 99-101.
  • Sparkes B. Op. cit. Р. 36.
  • Vickers M. Hamilton, geology, stone vases and taste // J. of History of Collections. 1997. Vol. 9, p. 2. P. 263-273.
  • Andren A. Deeds and Misdeeds in Classical Art of Antiquities. Pastielle, 1986. P. 9.
  • Страбон. География: в 17 кн. М.: Олма-Пресс, 2004. Кн. 6, гл. 23.
  • Payne H. G. G. Necrocorinthia. Oxford, 1931. P. 348-349.
  • Sparkes B. Op. cit. Р. 36.
  • Vickers M., Gill D. Artful Crafts: Ancient Silverware and Pottery. Oxford, 1994. P. 12-14.
  • Iacopi C. L Antro di Tiberio a Sperlonga. Roma, 1963. P. 153-157.
  • Nørskov V. Op. cit. P. 28, footnote 4.
  • Sparkes B. Op. cit. P. 37-40.
  • Weiss R. The Renaissance Discovery of Classical Antiquity. Oxford, 1969. P. 145-202.
  • Schnapp A. The Discovery of the Past. London, 1996. P. 104-111.
  • Nørskov V. Op. cit. P. 29-33.
  • Sparkes B. Op. cit. P. 40-44.
  • Vickers M. A Greek Source of Antonio Pollaiuolo s Battle of the Nudes and Hercules and the twelve Giants // Art Bul. 1977. Vol. 59. Р. 182-187.
  • Robertson M. Beazley and After // Münchener Jahrb. der bildenden Kunst. 1976. Bd. 27. S. 30-31.
  • Nørskov V. Op. cit. P. 28-34.
  • Sparkes B. Op. cit. P. 39-45.
  • Nørskov V. Op. cit. P. 31-33, fig. 3.
  • Sparkes B. Op. cit.
  • Boardman J. Op. cit.
  • Nørskov V. Op. cit.
  • Pietrangeli C. The Vatican Museums: Five Centuries of History. Roma, 1993.
  • Caygill M. Sloane s Will and the Establishment of the British Museum // Sir Hans Sloane, Collector, Scientist, Antiquary. London, 1994. P. 45-68.
  • Nørskov V. Op. cit. P. 40-41.
  • Vases and Volcanoes: Sir William Hamilton and His Collections / eds. I. Jenkins, K. Sloan. London, 1996.
  • Nørskov V. Op. cit. P. 44-45.
  • Vickers M., Gill D. Op. cit. P. 6-14.
  • Haskell F. The baron d Hancarville: an Adventurer and Art Historian in Eighteen-Century Europe // Past and Present in Art and Taste. London, 1987. P. 30-45.
  • Vickers M., Gill D. Op. cit. P. 11.
  • D Hancarville Ch. Collection of Etrusca, Greek and Roman Antiquities from the Cabinet of the honorable Wm. Hamilton. Naples, 1766-1767. Vol 2. P. 50.
  • Jahn O. Beschreibung der Vasensammlung König Ludwigs in der Pinakotek zu München. München, 1854.
  • Rouet Ph. Op. cit. P. 1.
  • Robertson C. M. Adopting an Approach I // Looking at Greek Vases / eds. T. Rasmussen, N. Spivey. Cambridge, 1991. P. 1.
  • Петракова А. Атрибуция античной расписной керамики: история и современность // Тр. Гос. Эрмитажа. СПб., 2008. Т. 37. С. 70-83.
  • Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве / пер. с нем. М. Кореневой. СПб., 2001.
  • Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней / пер. с фр. Ц. Арзаканяна. М., 1986. С. 178-196.
  • Richardson J. The Connoisseur. An Essay in the whole art of Criticism as it relates to Painting. London, 1979.
  • Du Bos, Abbé. Réflexions critiques sur la poésie et la peinture. Paris, 1755. Т. 2. P. 367-368.
  • van Zelst L. Physical Science in the Study of Greek Vases // The Greek Vase: papers based on lectures pres. to a symp. held at Hudson Community College at Troy, New York in Apr. of 1979 / ed. by L. Hyatt. New York, 1981. P. 119-134.
  • Фрейд З. Моисей Микеланджело (1914) // Художник и фантазирование: сб. ст. М., 1995. С. 224.
  • Wind E. Technique du coup d œil // L Œil. 1962. № 95, nov. P. 32-39.
  • Wollheim R. Giovanni Morelli and the origins of scientific connoisseurship // On Art and the Mind: essays and lectures. London, 1973. P. 177-201.
  • Gibson-Wood G. Studies in the Theory of Connoisseurship from Vasari to Morelli. London, 1980.
  • Kurtz D. Beazley and the connoisseurship of Greek vases // Greek Vases II, Occasional Papers, J. Paul Getty Museum 3. Malibu, 1985. P. 237-250.
  • Базен Ж. Указ. соч. С. 178-196.
  • Фридлендер М. Указ. соч. С. 120-125.
  • Lermolieff I. Kunstkritische Studien über italianishe Malerei. München, 1892-1893. Р. 35.
  • Wind E. Op. cit.
  • Базен Ж. Указ. соч. С. 179.
  • Там же. С. 179.
  • Фрейд З. Указ. соч. С. 224-225.
  • Boardman J. Op. cit. Р. 130.
  • Petrakova A. The Beauty of the human Body in Greek Vase-painting // The Road to Byzantia: Luxury arts of Antiquity. London, 2006.
  • Петракова А. Красота человеческого тела в аттической краснофигурной вазописи // Герой в искусстве: поиски идеального образа: сб. ст. СПб., 2008. С. 133-139.
  • Robertson M. Beazley and Attic Vase Painting // Beazley and Oxford. Oxford, 1985. P. 19-30.
  • Robertson C. M. Op. cit.
  • Boardman J. Op. cit.
  • Kurtz D. Preface // Beazley and Oxford. Oxford, 1985. P. 1-4.
  • Kurtz D. Beazley and the connoisseurship of Greek vases // Greek Vases II, Occasional Papers, J. Paul Getty Museum 3. Malibu, 1985. P. 237-250.
  • Bruneau Ph. Situation méthodologique de l histoire de l art antique // L antiquité classique 44, 1975. P. 425-487.
  • Vickers M. Artful crafts: the influence of metalwork on Athenian painted pottery // J. of Hellenic Studies. 1985. Vol. 105. P. 108-128.
  • Beard M. Adopting an approach II // Looking at Greek Vases / ed. by T. Rasmussen and N. Spivey. Cambridge, 1991. P. 12-35.
  • Hoffman H. Sotades: Symbols of Immortality on Greek Vases. Oxford, 1998.
  • Osborne R. Archaic and classical Greek art. Oxford, 1998.
  • Klein W. Die griechischen Vasen mit Meistersignaturen. Wien, 1887.
  • Hartwig P. Die griechischen Meisterschalen der Blütezeit des strengen rotfigurigen Stiles. Stuttgart, 1893.
  • Furtwängler A., Reichold K. Griechische Vasenmalerei. München, 1904-1932.
  • Boardman J. Op. cit. P. 129.
  • Kurtz D. A Corpus of Ancient Vases: Hommage à Edmond Pottier // Rev. archeologique. 2004. Vol. 2. P. 263.
  • Beazley J. D. Attic Black-figure Vase-painters. Oxford, 1956.
  • Beazley J. D. Attic Red-figure Vase-painters. 2nd ed. Oxford, 1963.
  • Beazley J. D. Paralipomena: Additions to Attic Black-figure Vase-painters and Attic Red-figure Vase-painters. Oxford, 1971.
  • Kurtz D. Beazley and the connoisseurship of Greek vases // Greek Vases II, Occasional Papers, J. Paul Getty Museum 3. Malibu, 1985. P. 243.
  • Sparkes B. Op. cit. P. 93.
  • Boardman J. Op. cit. P. 129-130.
  • Ibid. P. 131-132.
  • Rouet Ph. Op. cit. P. 93.
  • Beard M. Review // Times Literary Suppl. 1986. 12 Sept. Р. 1013.
  • Attic Red-figured Vases in American Museums. Cambridge (Massachusetts), 1918. P. 40-41.
  • Beazley J. D. Attic Red-figure Vase-painters. 2nd ed. Oxford, 1963. P. 197. № 3. Инв. 56. 171. 38.
  • Beazley J. D. «Citharoedus» // J. of Hellenic Studies. 1922. Vol. 42. P. 80-84.
  • Ibid. P. 83.
  • Rouet Ph. Op. cit. P. 109 & ff.
  • Kurtz D. Op. cit.
  • CVA. Louvre 1. P. 13.
  • CVA. Louvre 1.
  • Ibid.
  • Rouet Ph. Op. cit. P. 136.
  • CVA. Louvre 1 (1922).
  • CVA. British Museum 9 (1993).
  • CVA. Amsterdam 2 (1996).
  • CVA. The State Hermitage Museum 3 (2006).
  • Rouet Ph. Op. cit. P. 136-137.
  • Фармаковский Б. В. Аттическая вазовая живопись и ее отношение к искусству монументальному в эпоху непосредственно после Греко-персидских войн. СПб., 1902.
  • Payne H. G. G. Op. cit.
  • Stibbe C. Lakonische Vasenmaler des sechsten Jahrhunderts v. Chr. Amsterdam, 1972.
  • Coldstream N. Greek Geometric Pottery. London, 1968.
  • Trendall A. Red-figure Vases of Lucania, Campania and Sicily. Oxford, 1967.
  • Trendall A. Beazley and South Italian Vase Painting // Beazley and Oxford. Oxford, 1985. P. 31-42.
  • Trendall A. Red-figure Vases of Southern Italy and Sicily. London, 1989.
Авторы: Петракова Анна Евгеньевна
Рубрика: Нет рубрики
Страницы: 72-82
УДК:
DOI:
Ключевые слова:
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь