научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Витальная и танатальная основа инициации

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Актуальность заявленной темы связана с растущим в современном обществе практическим интересом к инициации, древнейшей духовной практике человечества, обладающей потенциалом социальной стаби-лизации и идентификации личности. Неэффективность рецепций данного ритуала во многом объясняется непониманием содержания витальной и танатальной основ посвящения и специфики их взаимодействия. На примере архаического возрастного посвящения, исторически базового для посвятительной практики, выявляются тематические особенности, составляющие витальную основу инициации. В главной теме по-священия – новом рождении (воскрешении) индивида – витальная направленность инициации выражалась наиболее явно. Один из парадоксов инициации состоял в том, что витальная миссия активизировалась после предварительной реализации танатальной миссии. Переживание ритуальной смерти было направлено не только на обнаружение скрытых способностей неофита, но, что самое главное, давало ему возможность открыть духовный мир и, «возродившись», стать его частью. Это имело мировоззренческий характер, спо-собствовало необходимому изменению сознания неофита, что было равносильно победе человеческого духа над ограниченностью материального мира, над смертью. Именно витальная значимость инициации объясняет феномен ее исторической устойчивости, существование на всех этапах культурогенеза.

  • Випулис Ирина Викторовна
  • 1. Шевченко Ю. С. Инициация: этолого-психиатриче-ский аспект // Неврол. вестн. 2015. Т. 47, № 3. С. 78–89. URL:https://journals.eco-vector.com/1027-4898/article/view/13960/pdf (дата обращения: 18.10.2019).2. Овсиенко Ф. Г. Инициация // Новая философскаяэнциклопедия: в 4 т. Москва: Мысль, 2010. Т. 2. С. 121.3. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. 2-е изд.Москва: Гос. публ. ист. б-ка России, 2002. 790 с.4. Зайцев П. Л. Инициация: религиоведческие и куль-турфилософские контексты. Омск: Амфора, 2011. 268 с.5. Элиаде М. Тайные общества и обряды инициациии посвящения. София: ИД Гелиос, 2002. 352 с.6. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическоеизучение обрядов: пер. с фр. Москва: Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 1999. 198 с.7. Бужилова А. П. К вопросу о семантике коллек-тивных захоронений в эпоху палеолита // Этология че-ловека и смежные дисциплины: соврем. методы исслед.Москва: Ин-т этнологии и антропологии, 2004. С. 21–35.8. Медникова М. Б. Ритуальное посвящение у древнихнародов Евразии по данным антропологии: символическиетрепанации // Археология, этнография и антропологияЕвразии. 2003. № 1. С. 147–155.9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Москва:Акад. проект, 2015. 427 с.10. Хайдарова Г. Р. Феномен боли в культуре. Санкт-Петербург: Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2013. 317 с.11. Ветлесен А. Ю. Философия боли. Москва: Прогресс-Традиция, 2010. 240 с.12. Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральнаякоммуникация: логико-семиотический анализ вербальноймагии. Москва: Новый век, 2000. 448 с.13. Годлевский А. В. Природные основания виталь-ного и танатального в человеческом бытии: дис. ... д-рафилос. наук: 09.00.01. Омск, 2005. 354 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002850109#?page=1. (дата обращения:20.01.2019).
Авторы: Випулис Ирина Викторовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 33-37
УДК: УДК 130.2:2-558
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-33-37
Ключевые слова: архаическая инициация, возрастное посвящение, социализация, сакрализация, духов-ное рождение, витальное значение, танатальная миссия ритуала
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь