Апология счастья в буддийской нравственной культуре раннесредневековой Индии
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
История буддийской нравственной культуры вызывает закономерный интерес российских ученых, так как буддизм является одной из традиционных религий народов России. В большинстве исследований пре-имущественное внимание уделяется проблеме страдания как базовой категории буддийской этической док-трины, разработанной мыслителями раннесредневековой Индии. Вопрос о реальности счастья, детально обсуждавшийся ими, до сих пор остается наименее изученным в культурологи. Настоящая статья посвяще-на рассмотрению этой дискуссии, изложенной в фундаментальном экзегетическом трактате «Энциклопедия Абхидхармы» («Абхидхармакоша»), приписываемом выдающемуся буддийскому просветителю Васубанд-ху (IV–V вв.). В статье показаны различия философских позиций участников этого спора и содержательные аспекты аргументации. Экзегетический дискурс, направленный на доказательство реальности счастья, имел целью экспликацию этической ценности этого понятия посредством установления его связи с концепцией рели гиозного блага.
- Островская Елена Петровна
- 1. Younger P. The concept of Duhkha and the Indianreligious tradition // J. of the Amer. Acad. of Religion. 1969.Vol. 37, № 2. P. 141–152.2. Dhammajoti Bhikkhu K. L. Sarvāstivāda Abhidharma.Hong Kong: Centre of Buddhist Studies, Univ. of Hong Kong, 2009. 586 p.3. Bayer A. The theory of Karman in theAbhidharmasamuccaya. Tokyo: The Intern. Inst. for BuddhistStudies, 2010. 484 p.4. Abhidharmakośabhāsyam of Vasubandhu: Sanskrittext of a work on Buddhist philosophy / ed. by P. Pradhan.Patna: K. P. Jayaswal Research Inst., 1975. 526 p. (TibetanSanskrit works series; vol. 8).5. Васубандху. Энциклопедия буддийской канони-ческой философии. Абхидхармакоша. Разд. V и VI / изд.подгот. Е. П. Островская и В. И. Рудой. Санкт-Петербург:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 519 с.6. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Аб-хидхармакоша. Разд. I и II / изд. подгот. Е. П. Островскаяи В. И. Рудой. Москва: Ладомир, 1998. 669 с.