Семантика образа стерха в традиционной культуре якутов
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Статья посвящена изучению семантики стерха в культуре Якутии. Затрагивается вопрос наличия «зооморфного кода» в традиционной культуре, участвующего в формировании картины мира. Дается общая характеристика орнитологических образов в картине мира саха. Систематизируются и последовательно раскрываются семантические характеристики образа стерха в якутской культуре. Согласно данным характеристикам стерх предстает как: воплощение свободы и отражение неизведанной стороны бытия; отражение духовного облика Срединной земли, посредник между небом и землей; олицетворение весны и счастья, как божество, персонифицированное в женском образе, прародительница, отражение женского начала; родовой тотем; как символ девичьей красоты, символ непорочности, как женщина-небесная шаманка, знак принятия мольбы шамана со стороны божеств. Анализ некоторых аспектов семантики стерха осуществляется с учетом их историко-генетических дополнений. Отдельно рассматриваются различные примеры фигурирования образа стерха в современной культуре Якутии.
- Суздалова Ульяна Петровна
- 1. Храмова М. Н. Специфика образных представленийо животном мире // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014.№ 1 (18). С. 12–17.2. Измайлова Э. В. «Тематический анализ» культурыдетства: общая характеристика и перспективы применения // Человек. Культура. Образование. 2019. № 1 (31).С. 50–62.3. Памятники фольклора народов Сибири и ДальнегоВостока. Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ».Новосибирск: ВО «Наука», 1997. 327 с.4. Строптивый Кулун Куллустуур. Куруубай хааннаахКулун Куллустуур: якусткое олонхо / сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов; запись В. Н. Васильева. Москва: Наука,1985. 609 с.5. Антонов А. К., Дегтярев В. Г. Журавлиная марь: по материалам экспедиций. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006. 34 с.6. Винокурова У. А., Артамонов А. А. Культ стерха вкультуре народа Саха. Якутск: Бичик, 2009. 128 с.7. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Москва:АН СССР, 1959. Т. 2, вып. 5/9. 648 с.8. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо / воссоздал на основе народных сказаний П. А. Ойунский; пер. на рус. яз. В. Державин. Якутск:Кн. изд-во, 1975. 438 с.9. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука,1975. 198 с.10. Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох /сказитель В. О. Каратаев; пер. П. Е. Ефремова и др.; ред. пер.Е. Н. Кузьмина, С. П. Рожнова. Новосибирск: Наука, Сиб. изд.фирма РАН, 1996. 439 с.11. Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии. Москва:Наука, 1966. 167 с.12. Бондарев А. В. Отечественная культурогенетика:истоки, развитие и современное состояние (вместо предисловия) // Культурогенез и культурное наследие / науч.ред. и сост. А. В. Бондарев. Москва; Санкт-Петербург: Центргуманитар. инициатив, 2014. С. 7–28.13. Махлина С. Т. Палех вчера и сегодня // Петербургские искусствоведческие тетради. Санкт-Петербург: Ассоц.искусствоведов, 2017. Вып. 43. С. 70–85.14. Леонов И. В., Соловьева В. Л. Этно-традиционныйсувенир в пространстве массовой культуры // ВестникСанкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (38). С. 93–98.15. Иконникова С. Н., Леонов И. В. Российская культурология в новой парадигме модернизации // ВестникСанкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 4 (37). С. 6–10.