Мастера «ценинных» дел и их творчество на московской земле в XVII в.
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Материально-культурное наследие перед исследователями неизбежно ставит «вечные» вопросы взаимоотношений Востока и Запада. Важным фактором, во многом определившим культурно-историческое развитие России, был активный выход восточных славян на историческую арену, формирование ее государственности в начале XVII в. При этом, наряду с известным своеобразием русской культуры, состоялся определенный диалог между западной «ренессансно-барочной» культурой и национальной традиционностью России, довольно устойчивой и сохранившейся по настоящее время. Важнейшим связующим звеном этого диалога культур и проводником нового выступало Великое Княжество Литовское. Исторические материалы указывают, что на формирование декоративного искусства, в частности для русского изразца на Московских землях в XVII в., весьма действенное и определяющее влияние оказывали белорусские, польские и литовские мастера. Процесс «культурного внедрения» охватывал различные сферы творческо-ремесленной деятельности, что хорошо прослеживается в работах белорусских мастеров-резчиков по дереву, которые украшали убранство Московских храмов и монастырей. Объемно-ажурная резьба, которую привезли белорусские мастера на Московские земли, до этого момента неизвестная в России, повсеместно встречалась в храмах и получила название «белорусская резь». На основе научно-аналитических исследований, исторических сведений, иконографического материала рассмотрена «миграция» и степень влияния «иноземных» мастеров на формирование стилевых особенностей изразцового искусства Московии. Это проявляется в появлении новых изобразительных мотивов, технологических приемов, колористического решения и усложнении рельефного изображения в изразцах, которые можно наблюдать в коллекциях музеев, архивах и сохранившихся архитектурных объектах.
- Ковалек Ирина Артуровна
- 1. Томашева И. Г. Степан Полубес и изразцовые композиции «Павлинье око» в русской архитектуре второй половины XVII в. // Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь. Минск, 2005. Вып. 6. С. 159–164.
- 2. Леонид (Кавелин), арх. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре с 1656–1759 г. // Вестник Общества древнерусского искусства. 1876. № 11/12. Отд-ние 4. С. 81–87.
- 3. Воронов Н., Сахарова И. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов // Материалы и исследования по археологии Москвы. Москва, 1955. Т. 3. С. 77–115
- 4. Овсянников Ю. М. Солнечные плитки: рассказы об изразцах. Москва: Совет. художник, 1966. 208 с.
- 5. Прохоров А. В., Султанов Н. В. Изразцы в древнерусском искусстве. Санкт-Петербург, 1885. 63, II с. (Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной; вып. 4).
- 6. Баранова С. И. Московский изразец XVII века в пространстве России // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2014. № 1 (57). С. 100–106.
- 7. Казаков В. Тюльпанцы Полубеса // Союзное государство: офиц. сайт Постоянного Ком. Союзного государства. URL: http://www.postkomsg. com/history/196534/ (дата обращения: 08.02.2015).
- 8. Местечко // Ефремова Т. Ф. Новый толковословообразовательный словарь русского языка. URL: https://efremova.slovaronline.com/45304- MESTECHKO (дата обращения: 2.03.2021)
- 9. Местечко // Малый академический словарь русского языка А. П. Евгеньевой онлайн. URL: https://rus-academic-dict.slovaronline.com/ search?s=местечко (дата обращения: 06.02.2022)
- 10. Местечко // Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. URL: https://ushakov. slovaronline.com/search?s=местечко (дата обращения: 06.02.2022)
- 11. Шарухо И. Н. Местечки Беларуси: из прошлого в будущее // Псковский регионологический журнал. 2010. № 10. С. 65–71.