Лингводидактическая интерпретация треугольника позиции Джона Дю Буа
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Актуальность данного исследования обусловлена важностью азработкиетодики обучения иностранных аспирантов выражению авторской позиции в научном тексте, которая способствовала бы формированию умений, необходимых для написания кандидатской диссертации. Выдвинуто предположение о том, что основой такой методики может служить треугольник позиции Джона У. Дю Буа, в котором отражены связи субъекта творческой деятельности (автора) с другими субъектами и с рассматриваемым объектом. Целью настоящей статьи является лингводидактическая интерпретация треугольника Дю Буа. Основной метод исследования – моделирование процесса обучения иностранных аспирантов выражению авторской позиции на основе концепции Дю Буа. Результаты исследования состоят в следующем. Треугольник позиции Дю Буа адаптирован к условиям обучения русскому языку иностранных аспирантов. Выявлены особенности субъекта как читателя и как автора. Интерпретированы три компонента выражения авторской позиции в научном тексте: выражение отношения к предмету сообщения, позиционирование себя, согласование мнения с читателями. Установлены лингводидактические преимущества использования адаптированного треугольника как средства обучения. Построена модель обучения иностранных аспирантов-лингвистов выражению авторской позиции в научном тексте, включающая три блока и направленная на формирование понятия авторской позиции и знания средств ее выражения в научном тексте, умений понимания и написания лингвистического текста с выраженной авторской позицией.
- Гу Айин
- Biber D., Finegan E. Adverbial Stance Types in English // Discourse Processes. 1988. Vol. 11, № 1. P. 1–34.
- Biber D., Finegan E. Styles of stance in English: Lexical and grammatical marking of evidentiality and affect // Text. 1989. № 9. P. 93–124.
- Болсуновская Л. М. Лексические средства выражения позиции автора в русском и англоязыч- ном научно-техническом письменном дискурсе (на материале текстов по геологии) // Научный журнал Кубанского государственного аграрного универси- тета: политемат. сетевой электрон. журн. 2015. № 114. URL: http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/36.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
- Du Bois J. W. The stance triangle // Stancetaking in Discourse: Subjectivity, Evaluation, Interaction / ed. R. Englebretson. Amsterdam: John Benjamins, 2007. P. 139–182.
- Hyland K. Disciplinary Interactions: Metaiscourse in L2 Postgraduate Writing // Journal of Second Language Writing. 2004. Vol. 13, № 2. P. 133–151.
- Hyland K. Stance and engagement: a model of interaction in academic discourse // Discourse Studies. 2005. Vol. 7, № 2. P. 173–192.
- Liu Sh. A review of discourse stance studies // Contemporary rhetoric. 2017. № 5. P. 63–70.
- Martin J. R., White P. R. R. The language of evaluation: appraisal in English. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2005. 278 p.
- Deng Y., Yi J. A cognitive probe into the college English teaching of authorial stance // Technology Enhanced Foreign Language Education. 2020. № 3. P. 17–29.
- Беляев Б. В. О применении принципа со- знательности в обучении иностранному языку // Психология в обучении иностранному языку: сб. ст. Москва: Просвещение, 1967. С. 5–17.
- Московкин Л. В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку. Санкт- Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. 148 с.
- Богуславский И. М. Семантический анализ с опорой на умозаключения в функциональной моде- ли языка // Вопросы языкознания. 2021. № 1. С. 29–56.
- Килина Л. Ф., Соколова А. Феминитивы с суффиксом -их(а) в текстах XVIII–XX вв.: корпусное исследование // Вопросы языкознания. 2022. № 1. С. 85–105.