Археологический музей и визуальная культура: вызов или возможности
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Количественный и качественный скачок в производстве и восприятии визуальной информации побуждает многих исследователей описывать современную культуру как визуальную. Появление технической возможности безгранично тиражировать разного рода изображения повлекло за собой важные социокультурные изменения, которые затронули и такое царство наглядного, как музей. С одной стороны, он утратил монополию на презентацию артефактов прошлого, а с другой – расширил технический инструментарий для демонстрации своих собраний. Особенно ярко эта дихотомия проявляется при экспонировании типовых, часто фрагментарных и внешне неброских археологических материалов. Реальные и виртуальные визуальные реконструкции делают археологический музей более привлекательным и открытым для широкой публики. При этом высказываются опасения, что, трансформируясь под давлением визуальной культуры, археологический музей может утратить свою уникальность и утонуть в море аттракционов, а применение визуальных технологий на экспозиции будет способствовать не актуализации наследия, а его девальвации. Предпринята попытка анализа соотношения вызовов, которые ставит перед археологическим музеем визуальная культура, и возможностей, которые она ему предоставляет.
- Крук Юлия Васильевна
- Ямпольский М. Наблюдатель: очерки истории видения. Москва: Ad Marginem. 2000. 287 с.
- Кинцанс В. Визуальная культура: анализ и пути формирования // International Scientific and Practical Conference/World Science. 2016. Vol. 3, № 7 (11). С. 30–33.
- Долак Я. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования // Вопросы музеологии. 2013. № 1 (7). С. 85–92.
- Павлова Н. Музей или «for fun»? // Музей и личность / отв. ред. А. В. Лебедев; сост. М. Ю. Юхневич. Москва, 2007. С. 117–126.
- Лещенко А. Г. Кеннет Хадсон о социальной истории музеев // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2008. № 10. С. 241–250.
- О проблемах и перспективах развития музейного дела в Российской Федерации: результаты комплексного социологического исследования: анализ мнений музейного сообщества и населения РФ (реальных и потенциальных посетителей) / М-во культуры РФ, РОСИЗО, Ин-т Наследия. Москва: Ин-т наследия, 2019. 282 с. URL: https://heritage-institute. ru/wp-content/uploads/2019/11/О-проблемах-иперспективах-развития-музейного-дела.pdf (дата обращения: 09.02.2024).
- Лаврут Н. С. Современные тенденции и проблемы музейного маркетинга в России // Практический маркетинг. 2019. № 4 (266). С. 23–28.
- Мастеница Е. Н. Музей в начале третьего тысячелетия: ведущие тенденции развития // Общество. Среда. Развитие. 2020. № 3. С 46–54.
- Максимова Т. Е. Виртуальные музеи vs традиционные музеи: преимущества виртуальных экспонатов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4 (30), ч. 3. С. 109–111.
- Рафикова К. В., Букина О. В., Зубов С. Э. Виртуальный музей археологии: архитектоника музейного пространства // Археология Евразийских степей. 2022. № 5. С. 244–253.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Нем. культур. центр им. Гете. Москва: Медиум, 1996. 240 с.
- Инишев И. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе // Логос. 2012. № 1 (85). С. 184–211.
- Alexander J. C. Iconic Experience in Art and Life // Theory, Culture & Society. 2008. Vol. 25, № 5. P. 1–19. URL: https://journals.sagepub.com/doi/ abs/10.1177/0263276408095213 (дата обращения: 09.02.2024).