научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Французские научные инструменты в Музее М. В. Ломоносова МАЭ (Кунсткамера) РАН

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Коллекция научных инструментов Музея Ломоносова в составе МАЭ (Кунсткамера) РАН представляет собой уникальный комплекс вещественных источников по истории мировой науки периода энциклопедизма. В статье подробно представлено семь предметов этого собрания (часы, телескоп, электростатическая машина), дано их техническое описание, датировка, охарактеризованы особенности использования, по возможности приведены биографические сведения о мастерах-изготовителях. Во вводной части сформулированы особенности французского инструментального дела XVIII в. – его слабость по сравнению с Великобританией, Швейцарией и немецкими государствами, обусловленная политической обстановкой и отношением к вопросам религии; однако французские инструменты отличает изысканность оформления – роскошь, не характерная для других стран. В заключении говорится о просветительском потенциале рассматриваемой музейной коллекции.

  • Лупанова Евгения Михайловна
  • Лупанова Е. М. Часы мастера Николя Биона на экспозиции «Первая астрономическая обсерватория Академии наук» МАЭ РАН // Радловский сборник: науч. исслед. и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. СанктПетербург, 2014. С. 126–132.
  • Willach R. The Development of the Reflecting Telescope in the 18th century from John Hardley to James Short // Atti della fondazione Giorgio Ronchi fondata da Vasco Ronchi. 2007. № 2. P. 255–288.
  • Turner А. Claude Paris and the Early History of the Reflecting Telescope in France // Journal of the Antique Telescope Society. 2009. Iss. 30. P. 5–8.
  • Иванов К. В. Первые телескопы. На пути от раритета к «философскому инструменту» // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2004. № 6 (38). С. 87–94.
  • Baker A. Symbiosis and Style; the Production, Sale and Purchase of Instruments in the Luxury Markets of the Eighteenth-century London // History of Science and Medicine Library. Leiden; Boston: Brill, 2016. Vol. 56: Scientific Instruments and Collections. P. 1–20.
  • Stafford B. M. Devices of Wonder: from the World in a Box to Images on a Screen. Los Angeles: Getty Research Inst., 2001. 405 p.
  • Schechner S. European Pocket Sundials for Colonial Use in American Territories // How Scientific Instruments Have Changes Hands. Leiden; Boston, 2017. Р. 119–170.
  • Никифорова Н. В. «Вещество, которое не поймать руками». Восприятие электричества с середины XVIII в. до середины XIX в. // Диалог со временем. 2020. № 72. С. 165–180.
  • Никифорова Н. В. Превращение электричества из диковинки в новинку. Подходы к изучению культурной истории электрификации // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4 (41). С. 48–55.
  • Никифорова Н. В. Технологические новинки при императорском дворе: электричество в практиках репрезентации власти // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 1 (Культурология), № 2. С. 145–150.
  • Никифорова Н. В., Сидорчук И. В. Культурная история электричества в России XIX века: электрический свет как спектакль и развлечение // Вопросы истории естествознания и техники. 2017. Т. 38, № 3. С. 448–469.
  • Никифорова Н. В., Сидорчук И. В. Электротехническое образование в России на рубеже XIX– ХХ вв.: воображение о технологическом будущем и формирование инженера как нового культурного героя // Былые годы. 2020. № 58 (4.) С. 2729–2741.
  • Никифорова Н. В. Эстетическое измерение техники: динамо-машина как технологическое возвышенное на рубеже XIX и ХХ вв. // Философия науки и техники. 2020. Т. 25, № 2. С. 37–50.
  • Пестриков В. М. Электрический конденсатор – инновационная технология XVIII века // Инфокоммуникационные и радиоэлектронные технологии. 2019. Т. 2, № 2. С. 285–309.
  • Ченакал В. Л. Электрические машины в России ХVIII века // История физико-математических наук: сб. ст. Москва: Высш. шк., 1961. Т. 43. С. 50–111.
Авторы: Лупанова Евгения Михайловна
Рубрика: Культурология
Страницы: 39-44
УДК: [069.5:62(=133.1)”17”]:[069:929Ломоносов]
DOI: 10.30725/2619-0303-2024-1-39-44
Ключевые слова: история науки, приборостроение XVIII в., музейное дело, Кунсткамера, декоративно-прикладное искусство, французское инструментальное дело
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь