научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Драматургические приемы в фильме Г. Н. Чухрая «Баллада о солдате»

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В современном киноискусстве широко используются разнообразные типы нелинейной драматургии, наравне с последовательными и традиционными. Многие из этих типов разрабатывались на рубеже 1950–1960-х гг., в один из периодов активного обновления киноязыка. В истории кинематографа открытие ряда новых драматургических приемов принадлежит, в первую очередь, режиссерам так называемого авторского кинематографа. В фильме Григория Наумовича Чухрая «Баллада о солдате» (1959) ярко отразились тенденции фрагментарного, «блочного» построения сюжета, и были применены новые для того времени принципы организации ведения действия в кино. В статье рассматриваются особенности драматургии «Баллады о солдате», анализируются соотношения фабулы, сюжета и композиции. Отмечается роль активных элементов композиции в соединении автономных сюжетных блоков. Прослеживается их значимая роль в смыслообразовании картины. При этом, отдельных специальных работ, посвященных вопросам типологии кинодраматургии крайне мало. В отечественном искусствоведении недостаточно описано влияние кинодраматургии указанного периода на современный кинематограф. Это позволяет говорить об актуальности вопросов, поднятых в данной статье.

  • Гусев Алексей Олегович
  • Нехорошев Л. Н. Течение фильма. О кинематографическом сюжете. Москва: Искусство, 1971. 134 с.
  • Фомин В. И. Пересечение параллельных. Москва: Искусство, 1976. 359 с.
  • Чухрай Г. Н. Моя война. Москва: Алгоритм, 2001. 304 с.
  • Демин В. Фильм без интриги. Москва: Искусство, 1966. 219 с.
  • Демин В. Первое лицо. Художник и экранные искусства. Москва: Искусство, 1977. 287 с.
  • Гусев А. О. Гипертекстовое киноповествование // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (25). С. 143–149.
  • Гусев А. О. Ветвящаяся форма повествования в фильме Питера Гринуэя «Человек, Музыка, Моцарт начинаются с М» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (27). С. 144–147.
  • Копылова Р. Д. «Малая» эпика (Еще о многосерийности) // Вопросы истории и теории кино: актуальные проблемы теории киножанров: сб. науч. тр. Ленинград, 1982. Вып. 5. С. 46–57.
  • Евтеева И. О взаимодействии киновидов: монография. Санкт-Петербург: Рос. ин-т истории искусств, 2011. 182 с.
Авторы: Гусев Алексей Олегович
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 118-122
УДК: 791.633(470)”1959”
DOI: 10.30725/2619-0303-2024-1-118-122
Ключевые слова: кинодраматургия, композиция, фабула, сюжет, сцена, активные элементы композиции, Григорий Чухрай, драматическое событие, конфликт
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь