Драматургические приемы в фильме Г. Н. Чухрая «Баллада о солдате»
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
В современном киноискусстве широко используются разнообразные типы нелинейной драматургии, наравне с последовательными и традиционными. Многие из этих типов разрабатывались на рубеже 1950–1960-х гг., в один из периодов активного обновления киноязыка. В истории кинематографа открытие ряда новых драматургических приемов принадлежит, в первую очередь, режиссерам так называемого авторского кинематографа. В фильме Григория Наумовича Чухрая «Баллада о солдате» (1959) ярко отразились тенденции фрагментарного, «блочного» построения сюжета, и были применены новые для того времени принципы организации ведения действия в кино. В статье рассматриваются особенности драматургии «Баллады о солдате», анализируются соотношения фабулы, сюжета и композиции. Отмечается роль активных элементов композиции в соединении автономных сюжетных блоков. Прослеживается их значимая роль в смыслообразовании картины. При этом, отдельных специальных работ, посвященных вопросам типологии кинодраматургии крайне мало. В отечественном искусствоведении недостаточно описано влияние кинодраматургии указанного периода на современный кинематограф. Это позволяет говорить об актуальности вопросов, поднятых в данной статье.
- Гусев Алексей Олегович
- Нехорошев Л. Н. Течение фильма. О кинематографическом сюжете. Москва: Искусство, 1971. 134 с.
- Фомин В. И. Пересечение параллельных. Москва: Искусство, 1976. 359 с.
- Чухрай Г. Н. Моя война. Москва: Алгоритм, 2001. 304 с.
- Демин В. Фильм без интриги. Москва: Искусство, 1966. 219 с.
- Демин В. Первое лицо. Художник и экранные искусства. Москва: Искусство, 1977. 287 с.
- Гусев А. О. Гипертекстовое киноповествование // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (25). С. 143–149.
- Гусев А. О. Ветвящаяся форма повествования в фильме Питера Гринуэя «Человек, Музыка, Моцарт начинаются с М» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (27). С. 144–147.
- Копылова Р. Д. «Малая» эпика (Еще о многосерийности) // Вопросы истории и теории кино: актуальные проблемы теории киножанров: сб. науч. тр. Ленинград, 1982. Вып. 5. С. 46–57.
- Евтеева И. О взаимодействии киновидов: монография. Санкт-Петербург: Рос. ин-т истории искусств, 2011. 182 с.