научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

К вопросу о процессуальной природе сценического творчества

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Статья посвящена вопросам методологии живого театра. Основной материал статьи – это практика Санкт-Петербургского государственного Академического Малого драматического театра – Театра Европы, а также методологические воззрения Художественного руководителя театра Льва Додина. Практика Л. Додина дает богатый материал для обсуждения проблем, связанных с кризисом живого театра, наблюдающимся в последнее время. В центре проблемы методологии живого театра – лежит вопрос об эфемерности драматического искусства. Лев Додин – один из немногих режиссеров, понимающих и на практике учитывающих сущностный характер этой эфемерности. Эфемерность драматического театра объективна, она вызвана живым характером его материала. Материал драматического театра – процессуален. Изучение процессуальной природы сценического взаимодействия должно составлять главную суть сценической методологии. Практика Л. Додина дает блестящие примеры решения этого вопроса. В статье рассматривается ряд методологических открытий Л. Додина, основанных на глубинном понимании им процессуальной природы драматического театра. Открытия Л. Додина вносят ясность во множество профессиональных вопросов: вопрос соотношения сценического процесса и сценических результатов, вопрос перманентности сценического процесса и сценического поиска, вопрос техники сценической импровизации, вопрос возвращения первоначального смысла многим формулам, открытым в свое время К. С. Станиславским («не верю!», «я – есмь», «я – в предлагаемых обстоятельствах»), вопрос соотношения жизненного и сценического, вопрос современной трактовки механизма образования сценического действия, вопросы, связанные с методом действенного анализа и этюдным методом. Статья выполнена на базе материалов, включенных в книги, изданные в последнее время Л. Додиным, а также на основе записей репетиций Л. Додина, которые автор статьи вел, начиная с 1997 г., регулярно бывая на репетициях в Малом драматическом театре – Театре Европы.
  • Фунтусов Владимир Павлович
  • Мастер-класс актерского курса Л. А. Додина: видеозапись, 8 июня 2009 г., Санкт-Петербург, С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства // Лич. арх. авт. 1 вк.
  • Додин Л. А. Путешествие без конца: диалоги с миром. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. С. 159.
  • Эфрос А. В. Книга четвертая. М.: Парнас, 1993. С. 357.
  • Режиссерский театр от Б до Ю: разговоры под занавес века. М.: Моск. худож. театр, 1999.
  • Эфрос А. В. Продолжение театрального романа. М.: Панас, 1993. С. 159–160.
  • Эфрос А. В. Профессия – режиссер. М.: Панас, 1993. С. 122.
  • Эфрос А. В. Репетиция – любовь моя. М: Панас, 1993. С. 294–295.
  • Акимов Н. П. Театральное наследие: в 2 кн. Л.: Искусство, 1978. Кн. 2. С. 17.
Авторы: Фунтусов Владимир Павлович
Рубрика: Без названия
Страницы: 044-054
УДК: 792.2(470.23-25)
DOI:
Ключевые слова: Додин Лев Абрамович, Малый драматический театр – Театр Европы, Станиславский Константин Сергеевич, Эфрос Анатолий Васильевич, Фунтусов Владимир Павлович, живой театр, сценическая методология, режиссер, режиссура, режиссерская методология, актерское мастерство, актерская методология, импровизация, этюдный метод, метод действенного анализа, этюдная проба, ролевая подкладка-аналогия
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь