Памятник культуры как воображаемая реальность
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Культурное наследие исследуется как воображаемая реальность. Подобная позиция выдвигает особенные требования к анализу артефактов и произведений искусства, взятых в новых координатах и отношениях присутствия и бытия. Главный акцент ставится на субъективном, которое воспринимает, преломляет, интерпретирует реальность культуры, превращая ее в воображаемое, представленное в виде квазисубъекта. Исследуются центробежные и центростремительные силы, присущие памятникам культуры. Индивидуальность памятника выделена в культурном тексте как точная метафора, символизируя неповторимую деятельность и судьбу создавшего его мастера. В памятнике аккумулируется эта субъективная оригинальность, что является активатором воображаемого, схватывающего конкретность для возможности дальнейшего фантазирования. Судьба памятника изменчива, как изменчива судьба персонажа истории, - он может стать жертвой вандала, занять место в музее, быть измененным или дополненным, оказаться ненайденным или остаться безвестным в частной коллекции. Воспринимающего субъекта возбуждает все неповторимое, имеющее сходство с его собственной персоной. Такое внимательное заострение относится не только к сфере культуры.
- Суворов Николай Николаевич
- Каган М. С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, 1997. 544 с.
- Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6. 572 с.
- Делез Ж. Логика смысла. 2-е изд. Москва, 2015. 472 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. Москва, 1986. 445 с.