научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Актуализация понятия «творческий метод» в научной подготовке историков искусства

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
Творческий метод - одно из базовых понятий марксистко-ленинской эстетики и советской теории литературы. Важность этого понятия для обоснования соцреализма спровоцировала появление целой научной отрасли, изучавшей одно только его общее определение. Исследование творческого метода велось в гуманитарных науках советского времени и в отношении визуальных искусств. В том числе, этот феномен был выявлен в изобразительном творчестве и в архитектуре. Традиция использования понятия «творческий метод» дожила до XXI в. Можно утверждать, что, кроме устаревшей уже идеологической функции, понятие обладает реальным научно-аналитическим потенциалом. На современном этапе необходимо уточнить и актуализировать его содержание в методологической подготовке историков искусства. Современный анализ творческого метода, как и прежде, нацелен на исследование концептуальных аспектов творчества художника или художественного направления. Его задачи - установление отношения искусства к натуре и социальной действительности, изучение реализации типовых творческих задач в конкретном художественном явлении, сопоставление теоретической программы и художественной практики.
  • Омельяненко Мария Валерьевна
  • Громов Е. С. Творческий метод: фантом или реальность? // Современное искусствознание: методол. проблемы. Москва: Наука, 1994. С. 137-157.
  • Творческий метод. Москва: Искусство, 1960. 344 с.
  • Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Ленинград: Ленингр. гос. ун-т, 1971. 766 с.
  • Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. Москва: Искусство, 1978. 264 с.
  • Вайман С. Т. О художественном методе // Современное искусствознание: методол. проблемы. Москва: Наука, 1994. С. 157-188.
  • Михайлов А. В. О методе в искусстве // Современное искусствознание: методол. проблемы. Москва: Наука, 1994. С. 189-204.
  • Избавление от миражей: соцреализм сегодня. Москва: Совет. писатель, 1990. 413 с.
  • Муриан В. Эстетический идеал и художественный метод // Творческий метод. Москва: Искусство, 1960. С. 134-167.
  • Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. Ленинград: О-во «Знание» РСФСР, 1975. 39 с.
  • Сучков Б. Л. Исторические судьбы реализма: размышления о творческом методе. Москва: Совет. писатель, 1977. 526 с.
  • Современное искусствознание: методол. проблемы. Москва: Наука, 1994. 256 с.
  • Соцреалистический канон. Санкт-Петербург: Акад. проект, 2000. 1036 с.
  • Лисаковский И. Н. Художественная культура: термины, понятия, значения. Москва: Рос. акад. гос. службы, 2002. 238 с.
  • Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. Москва: Изобраз. искусство, 1985. 151 с.
Авторы: Омельяненко Мария Валерьевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы 143500
Страницы: 110-114
УДК: 7.072:001.8
DOI: 10.30725/2619-0303-2018-3-110-114
Ключевые слова: преподавание истории искусства, методология искусствоведения, творческий метод, теория творческого метода, анализ творческого метода, действительность в искусстве, отношение искусства к натуре, метод в искусстве, стиль в искусстве
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь