научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

«Пещера нимф»: основные этапы становления символического реализма в искусстве Византии

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
В статье заявлена важная историко-теоретическая проблема искусствоведения и культурологии: выявление основных этапов генезиса символического реализма иконографического канона. Анализируется мировоззренческая подоплека этого процесса, а именно - переход от интеллектуальной мистики неоплатонизма к символическому реализму философско-догматической системы патристики на материале сравнительного анализа мотива «Пещера нимф» в экзегезе Порфирия и гомилии Григория Нисского как памятников александрийской экзегезы.
  • Щипина Римма Владимировна
  • Залеская В. Н. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997.
  • Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Македонии. СПб., 1913. С. 58
  • Райс Д. Т. Искусство Византии. М., 2002. С. 12.
  • Там же. С. 14.
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1947. Т. 1. С. 34.
  • Kitzinger E. Byzantine Art in the making: main lines of stylistic development in Mediterranean Art 3rd - 7rd centuries. Cambridge, 1977.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф» // Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. С. 574.
  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 262.
  • Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900. С. 2.
  • Залесская В. Н. Указ. соч. С. 5.
  • Живов В. М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развития византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 108-127.
  • Айналов Д. В. Мозаики IV-V вв.: исслед. в области христиан. иконографии и стиля древнехристиан. искусства. СПб., 1895. С. 32.
  • Кондаков Н. П. История византийского искусства по миниатюрам греческих рукописей // Зап. Имп. Новороссийск. ун-та. Одесса, 1876. Т. 21.
  • Тахо-Годи А. А. Термин «символ» в древнегреческой литературе // Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 344.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: последние века. М.: Мысль, 1992. С. 413.
  • Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья: к постановке вопроса // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука,1977. С. 308-337.
  • Grabar A. Plotin et les origines de l`esthetique medievale // Cahies archeologiques. 1945. Vol. 1. P. 15-33.
  • Лазарев В. Н. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма // История византийской живописи. М., 1947. Т. 1. С. 34-37.
  • Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963.
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего средневековья. СПб.: Азбука, 2000. С. 9-26.
  • Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб.: Axioma, 1999. С. 24.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980. С. 530.
  • Вейдле В. В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство // Вейдле В. В. Умирание искусства. СПб., 1996. С. 163-192.
  • Там же.
  • Айналов Д. В. Мозаики IV-V вв. С. 14.
  • Там же.
  • Тит Флавий (Климент Александрийский). Педагог, творение учителя церкви Климента Александрийского / с первонач. текста пер. с примеч. Н. Корсунского. Ярославль: Тип. губ. зем. управы, 1890. 348 стб.
  • Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 156.
  • Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. М.,1989. С. 62-65.
  • Миллер Т. Византийская экзегеза // Патристика: нов. пер. и ст. Н. Новгород, 2001. С. 210-211.
  • Савина С. Г. Иконография: богослов. очерки иконограф. извода. СПб., 2001. С. 19-64.
  • Киприан (Керн), архимандрит. Литургика: гимнография и эортология. М.: Крутиц. Патриаршее Подворье, 2002. 150 c.
  • Залесская В. Н. Указ. соч. С. 12.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 557-576.
  • Малков П. Образ пещеры в античном и христианском символизме // Альфа и Омега. М., 1997. № 2 (13). С. 242-258.
  • Василий Великий. Св. Василия Великого, архиепископа Кесарие-Каппадокийского наставление юношам как пользоваться языческими сочинениями / в рус. пер. с крат. предвар. сведениями о жизни св. Василия Великого и творениях его. М.: Унив. тип., 1895. С. 11-12.
  • Там же. С. 8.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 558.
  • Sengebusch M. Homerica dissertatio prior: in Homeri Ilias / ed. W. Dindort. Lipsiae, 1855.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 565.
  • Порфирий. О пещере нимф // Тахо-Годи А. А., Лосев Л. Ф. Указ. соч. С. 579.
  • Там же. С. 581.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 560.
  • Порфирий. Указ. соч. С. 583.
  • Там же. С. 587.
  • Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 90.
  • Там же. С. 66.
  • Там же. С. 90.
  • Там же. С. 91-92.
  • Там же. С. 91.
  • Там же. С. 89-93.
  • Там же. С. 95.
Авторы: Щипина Римма Владимировна
Рубрика: Нет рубрики
Страницы: 95-103
УДК:
DOI:
Ключевые слова:
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь