научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

«Cave of the nymphs»: the main stages of the symbolic realism in the art of Byzantium

  • Annotation
  • Authors
  • List of references
The article states the important historical-theoretical problem of art history and cultural studies: identification of the main stages of formation of the symbolic realism of iconographic Canon. The article examines the philosophical background of this process, namely, the transition from intellectual mystics of neo-Platonism to a symbolic realism philosophical-dogmatic system Patristics on the material of comparative analysis of motive «Cave of the nymphs» in the exegesis of Porphyria and homilite Gregory of Nyssa as monuments of Alexandria exegesis.
  • Щипина Римма Владимировна
  • Залеская В. Н. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997.
  • Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Македонии. СПб., 1913. С. 58
  • Райс Д. Т. Искусство Византии. М., 2002. С. 12.
  • Там же. С. 14.
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1947. Т. 1. С. 34.
  • Kitzinger E. Byzantine Art in the making: main lines of stylistic development in Mediterranean Art 3rd - 7rd centuries. Cambridge, 1977.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф» // Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. С. 574.
  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 262.
  • Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900. С. 2.
  • Залесская В. Н. Указ. соч. С. 5.
  • Живов В. М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развития византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 108-127.
  • Айналов Д. В. Мозаики IV-V вв.: исслед. в области христиан. иконографии и стиля древнехристиан. искусства. СПб., 1895. С. 32.
  • Кондаков Н. П. История византийского искусства по миниатюрам греческих рукописей // Зап. Имп. Новороссийск. ун-та. Одесса, 1876. Т. 21.
  • Тахо-Годи А. А. Термин «символ» в древнегреческой литературе // Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 344.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: последние века. М.: Мысль, 1992. С. 413.
  • Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья: к постановке вопроса // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука,1977. С. 308-337.
  • Grabar A. Plotin et les origines de l`esthetique medievale // Cahies archeologiques. 1945. Vol. 1. P. 15-33.
  • Лазарев В. Н. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма // История византийской живописи. М., 1947. Т. 1. С. 34-37.
  • Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963.
  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего средневековья. СПб.: Азбука, 2000. С. 9-26.
  • Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб.: Axioma, 1999. С. 24.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980. С. 530.
  • Вейдле В. В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство // Вейдле В. В. Умирание искусства. СПб., 1996. С. 163-192.
  • Там же.
  • Айналов Д. В. Мозаики IV-V вв. С. 14.
  • Там же.
  • Тит Флавий (Климент Александрийский). Педагог, творение учителя церкви Климента Александрийского / с первонач. текста пер. с примеч. Н. Корсунского. Ярославль: Тип. губ. зем. управы, 1890. 348 стб.
  • Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 156.
  • Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. М.,1989. С. 62-65.
  • Миллер Т. Византийская экзегеза // Патристика: нов. пер. и ст. Н. Новгород, 2001. С. 210-211.
  • Савина С. Г. Иконография: богослов. очерки иконограф. извода. СПб., 2001. С. 19-64.
  • Киприан (Керн), архимандрит. Литургика: гимнография и эортология. М.: Крутиц. Патриаршее Подворье, 2002. 150 c.
  • Залесская В. Н. Указ. соч. С. 12.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 557-576.
  • Малков П. Образ пещеры в античном и христианском символизме // Альфа и Омега. М., 1997. № 2 (13). С. 242-258.
  • Василий Великий. Св. Василия Великого, архиепископа Кесарие-Каппадокийского наставление юношам как пользоваться языческими сочинениями / в рус. пер. с крат. предвар. сведениями о жизни св. Василия Великого и творениях его. М.: Унив. тип., 1895. С. 11-12.
  • Там же. С. 8.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 558.
  • Sengebusch M. Homerica dissertatio prior: in Homeri Ilias / ed. W. Dindort. Lipsiae, 1855.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 565.
  • Порфирий. О пещере нимф // Тахо-Годи А. А., Лосев Л. Ф. Указ. соч. С. 579.
  • Там же. С. 581.
  • Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф». С. 560.
  • Порфирий. Указ. соч. С. 583.
  • Там же. С. 587.
  • Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 90.
  • Там же. С. 66.
  • Там же. С. 90.
  • Там же. С. 91-92.
  • Там же. С. 91.
  • Там же. С. 89-93.
  • Там же. С. 95.
Authors: Щипина Римма Владимировна
Рубрика: Нет рубрики
Pages: 95-103
УДК:
DOI:
Keywords:
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь