научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Этно-традиционный сувенир в пространстве массовой культуры

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Рассмотрена индустрия сувениров, отражающих традиционные аспекты культур различных этносов, которая занимает особое место в пространстве массовой культуры. В тексте затрагиваются вопросы этимологии и общих характеристик сувениров как своеобразных напоминаний о прошлом и пространственно-отдаленных местах. Обозначаются связи этно-традиционных сувениров с культурным наследием и его архитектоническими процессами. Анализируются положительные, отрицательные и противоречивые стороны рассматриваемой индустрии. Представлены различные аспекты производства сувениров, рассчитанные на разные способы восприятия (тактильность, визуальный образ, вкус, запах, звук). Затрагиваются процессы замещения авторства, использования аутентичных материалов, вытесняемых их современными аналогами, а также вопросы соблюдения технологий. Трансформации этносувенирной продукции анализируются в контексте потребностей и вкусов широких масс, а также распространенных стереотипов и предрассудков. Текст содержит примеры неудачных трансформаций этносувенирной продукции. Отдельно анализируются процессы изменения форм и содержания сувениров, не разрушающие их смысловое пространство и связь с традициями в контексте культурогенетических преобразований. Ставится проблема разработки культуросозидающих стратегий в представленной индустрии, имеющей высокий «гуманитарно-технологический» потенциал, а также вопрос подготовки грамотных специалистов, способных их реализовывать. На основании изложенного материала фиксируется направление для развития культурологической экспертизы.

  • Леонов Иван Владимирович
  • Соловьева Вайда Линасовна
  • Суворов Н. Н. Воображаемое как феномен культуры. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2018. 300 с.
  • Бондарев А. В. Отечественная культурогенетика: истоки, развитие и современное состояние // Культурогенез и культурное наследие / науч. ред., сост. А. В. Бондарев. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитар. инициатив, 2014. С. 7-28.
  • Москвина И. К. Установление подлинности - основное назначение или один из аспектов содержания экспертизы культурных ценностей // Наука в соврем. мире. 2016. № 3. С. 17-19.
  • Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва: Добросвет, 2000. 387 с.
  • Особенности массовой культуры российской провинции / Т. С. Злотникова, Л. П. Киященко, Н. Н. Летина, Т. И. Ерохина // Социология культуры. 2016. № 5. С. 110-114.
  • Махлина С. Т. Палех вчера и сегодня // Петербургские искусствоведческие тетради. Санкт-Петербург: Ассоц. искусствоведов, 2017. Вып. 43. С. 70-85.
  • Кондаков И. В. Архитектоника культурного наследия // Культурогенез и культурное наследие / науч. ред., сост. А. В. Бондарев. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитар. инициатив, 2014. С. 533-544.
  • Идентичность как навигатор сознания: монография / Х. Г. Тхагапсоев, Л. М. Мосолова, И. В. Леонов, В. Л. Соловьева. Санкт-Петербург: Астерион, 2016. 170 с.
Авторы: Леонов Иван Владимирович
Соловьева Вайда Линасовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 93-98
УДК: 7.012.185:[39:745/749]
DOI: 10.30725/2619-0303-2019-1-93-98
Ключевые слова: сувенир,массовая культура,этнос,традиция,инновация,смысловая аура,аутентичность,культурогенез,архитектоника,культурное наследие
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь