научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Эхо-камеры в современной массовой культуре

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Анализируются феномен эхо-камер в  системе современных массовых коммуникаций и  их влияние
на социальные функции современной массовой культуры, выделяется несколько подходов в научной лите-
ратуре к данному явлению. Первый, эхо-камеры – это продукт бурного развития информационно-коммуни-
кативных технологий последних десятилетий. Данный подход рассматривает, прежде всего, технологические
причины формирования условий создания закрытых коммуникативных ячеек. Второй подход больше связан
с  причинами, которые лежат в  сфере психологии. Посещение эхо-камеры в  социальных сетях  – это своего
рода попытки закрыться от альтернативной информации и  не всегда осознанные поиски путей конфирма-
ции личной пристрастности и  предвзятости в  процессе информационного обмена. Третий подход говорит
о том, что феномен эхо-камеры может возникать не только потому, что манипуляции с персональными дан-
ными стали выгодным бизнесом для фирм, работающих в Интернете, но и в интересах различных обществен-
ных, негосударственных организаций, включая политические партии. В статье рассматриваются социальные
аспекты данного феномена. В качестве основных выводов указывается на то, что данное явление ограничи-
вает возможности информационного обмена, затрудняет объективное восприятие информации, особенно
противоположной точки зрения. Это приводит к тому, что данный феномен может оказывать влияние на по-
литическую и социальную поляризацию, экстремизм, а некоторых случаях создавать условия для формиро-
вания такого явления, как культурный трайбализм.

  • Русаков Аркадий Юрьевич
  • 1. Osofsky J. Information about trending topics // Face-book Newsroom. 2016. May 12. URL: https: // newsroom.fb.com (дата обращения: 2019–04–19). 2. Pariser E. The fi lter bubble: what the Internet is hidingfrom you. New York: Penguin Group, 2011. 257 p. 3. Dewey C. 98 personal data points that Facebook usesto target ads to you // The Washington Post. 2016. Aug. 19. URL:https: // washingtonpost.com(дата обращения: 2019–04–19). 4. Dewey C. What we really see when Facebook Trendingpicks stories for us // The Washington Post. 2016. May 20. URL:https: // washingtonpost.com (дата обращения: 2019–04–19). 5. Шпенглер О. Закат Европы / ред. А. А. Франковский.Петербург: Academia, 1923. Т. 1. 212 с. 6. Иорданский В. Б. Хаос и гармония. Москва: Наука,1982. 343 с. 7. Выготский Л. С. Конкретная психология // ВестникМосковского государственного университета. Сер. 14.Психология. 1986. № 1. С. 53–54. 8. Лихачев Д. С. Слово о походе Игоря Святослави-ча // Слово о полку Игореве. Ленинград: Совет. писатель.Ленингр. отд-ние, 1967. С. 5–39. 9. Palfrey J., Gasser U. Born digital: understanding thefi rst generation of digital natives. New York: Basic Books, 2008.378 p. URL: https://pages.uoregon.edu (дата обращения:2019–04–19). 10. Privacy and identity management for the future inter-net in the age of globalisation: Intern. Summer School, Patras,Greece, 2014. Sept. 7–12 / ed. by J. Camenisch, S. Fischer-Hübner, M. Hansen. Cham: Springer Intern. Publ., 2015. 267 p. 11. Tufekci Z. Russian meddling is a symptom, not thedisease // The New York Times. 2018. Oct. 3. URL: https://nytimes.com (дата обращения: 2019–04–19). 12. Angwin J., Scheiber N., Tobin A. Dozens of companiesare using Facebook to exclude older workers from job ads //Propublica. 2017. Dec. 20. URL: https: // propublica. org (датаобращения: 2019–04–19). 13. Tweeting from left to right: is online political com-munication more than an echo chamber? / P. Barberá, J. Jost,J. Nagler, J. Tucker, R. Bonneau // Psychological Science. 2015.Vol. 26, № 10. P. 1531–1542. 14. Dwyer P. Building trust with corporate blogs. 2007.URL: https:// icwsm.org (дата обращения: 2019–04–19).
Авторы: Русаков Аркадий Юрьевич
Рубрика: Культурология
Страницы: 12-16
УДК: 316.776.23:316.472.4
DOI: 10.30725/2619-0303-2019-2-11-15
Ключевые слова: эхо-камера, социальные сети, информационно-коммуникативные технологии, инфор- мационная экосистема, релевантность информации, социальная поляризация, культурный трайбализм
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь