научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Вальтер Беньямин о коллекционировании

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Коллекционирование как личная деятельность и как феномен культуры находилось в центре интеллектуальных интересов немецкого философа Вальтера Беньямина. Целенаправленно разделяя собственное понимание целей и стратегии коллекционирования и традиционных практик собирательской деятельности, Беньямин обосновывал новый, перформативный характер коллекций, утверждая значимость тактильного контакта коллекционера и предметной среды культуры, событийность как принцип формирования коллекции и принципиальную фрагментарность, незавершенность как условие ее постоянного развития. Анализируется неклассическая модель избыточного, близкого, концептуально слабого и вариативного диалога с наследием и способы ее репрезентации. Осмысление данных позиций позволяет обосновать близость обозначенной перформативной стратегии современным художественным практикам, а также указать на значимость данного опыта в контексте поиска новых форм представления музейных коллекций, их вовлечения в актуальные социокультурные взаимодействия

  • Балаш Александра Николаевна
  • 1. Шолем Г. История одной дружбы. Москва: Грюндис, 2016. 464 с. 2. Арендт Х. Вальтер Беньямин // Арендт Х. Люди в темные времена. Москва: Моск. шк. полит. исслед., 2003. С. 175–237. 3. Сонтаг С. Под знаком Сатурна. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2019. С. 90–110. 4. Беньямин В. О коллекционерах и коллекционировании. Москва: V-A-C press, 2018. 104 c. 5. Беньямин В. Улица с односторонним движением. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2012. 77 c. 6. Беньямин В. Берлинская хроника // Павлов E. Шок памяти: автобиогр. поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. Москва, 2005. С. 165–208. 7. Беньямин В. Берлинское детство на рубеже веков. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2012. 144 с. 8. Беньямин В. Московский дневник. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2012. 154 с. 9. Ананьев В. Г. История зарубежной музеологии. Идеи, люди, институты. Москва: Памятники ист. мысли, 2018. С. 26–30. 10. Загвоздкин Н. Вещественность истории: Вальтер Беньямин среди картонных королей, старых книг и металлических конструкций // Esse. Философские и теологические исследования. URL: https://essejournal.ru/?p=4621-journal.ru/?p=4621 (дата обращения 5.04.2020). 11. Чубаров И. Беньямин Шмитту не товарищ, или ошибка Агамбена // Логос. 2012.  № 5 (89). С. 45–68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/benyamin-shmittu-netovarisch-ili-oshibka-agambena/viewer (дата обращения: 5.04.2020). 12. Bach U. Eduard Fuchs between elite and mass culture // Publishing culture and the «reading nation»: German book history in the long nineteenth century. New York; Rochester, 2010. P. 295–312. 13. Балаш А. Н. Мартин Хайдеггер и спор о подлинности в культуре ХХ века // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18, № 3. С. 86–94. 14. Кантор С.-Г. Альфред Барр и интеллектуальные истоки музея современного искусства. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2019. С. 296–300.  
Авторы: Балаш Александра Николаевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 6-11
УДК: УДК 069.4:130.2(=112.2)
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-2-6-11
Ключевые слова: Вальтер Беньямин, коллекционирование, коллекция, перформативность, память, наследие, художественные практики, современная культура
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь