научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Трансформация визуальной среды отечественной культуры детства: 1985–1991 гг.

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Поднимается проблема воздействия визуальной среды на культуру детства в контексте отечественной культуры периода перестройки. Раскрывается зависимость визуальной сферы детской культуры от определенного исторического состояния национальной культуры в целом, включая историко-контекстуальные обстоятельства, состояние ценностносмысловой и политико-идеологической сфер, господствующих стереотипов поведения и т. д. Дается характеристика культуры детства предшествующего перестройке периода, включая ее визуальный фон, во многом регулируемый со стороны государства. Анализируются основные тенденции культуры перестройки как начала переходного периода, сочетающего черты уходящего типа культуры с появлением большого потока инноваций, во многом пришедших извне. Раскрываются особенности визуального контента детской культуры, отражающего противоречивые тенденции времени. Текст содержит ряд примеров детской визуальной продукции, включая печатные издания, агитпродукцию, киножурналы, художественные и документальные фильмы, иллюстрирующие и обосновывающие изложение материала и выводы статьи. Делается вывод о том, что визуальная среда культуры детства нуждается в «защитном поясе» и системном регулировании со стороны государства с целью сохранения и популяризации системообразующих основ отечественной культуры, обеспечивающих ее культурогенетическую преемственность и устойчивость. 

  • Измайлова Эмма Вячеславовна
  • 1. Кондаков И. В. Цивилизационный дрейф постсоветской России // Мир культуры и культурология: альманах / Науч.-образоват. культурол. о-во России. Санкт-Петербург, 2016. Вып. 5. С. 144–158. 2. Новиков С. В. Либеральный и ортодоксальный дискурс как альтернатива курсу гласности в период трансформации политической системы СССР: 1985–1991 гг. // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 9–12. 3. Устинкин С. В., Ульмаева Л. Н. Перестройка и гласность (об источниках формирования современной политической коммуникации власти и общества в России) // Власть. 2009. № 10. С. 24–27. 4. Ляшок А. С. «Дети перестройки»: жизненные миры школьников 1980-х – 1990-х годов // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2013. № 2 (22). С. 148–155. 5. Ляшок А. С. Трансформация детской повседневности в социокультурном пространстве школы (на материале 1980-х – 1990- х гг.): дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Краснодар, 2013. 200 с. 6. Соловьев И. Перестройка – продолжение дела Октября // Костер. 1988. № 1. С. 1–2. 7. Снайдер Ди. Курс выживания для подростков // Ровесник. 1989. № 7. С. 24–28. 8. Узел связи // Пионер. 1991. № 12. С. 8. 9. Иконникова С. Н. «Защитный пояс» культуры и стратегии отношения к детству // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 4 (37). С. 56–59.
Авторы: Измайлова Эмма Вячеславовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 26-32
УДК: УДК[316.613:159.922.736.3]”1985/1991”
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-2-26-32
Ключевые слова: культура детства, визуальная среда, советская культура, перестройка, коммуникации, переходная эпоха
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь