научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Диалог героев романов Ф. М. Достоевского «Бесы» и Дж. Фаулза «Волхв»: опыт прочтения

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы
В статье предлагается опыт прочтения последнего романа Фаулза сквозь призму идей, идеалов и части концептосферы Достоевского, обозначенной в романе «Бесы» и других произведениях.
  • Щенникова Людмила Павловна
  • Алексеев А. А. Релятивные эстетические категории // Достоевский: эстетика и поэтика: слов.-справ. / под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. С. 113.
  • Антипенко Е. Интертекстуальный характер романов Джона Фаулза. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.
  • Бесы // Достоевский: соч., письма, док.: слов.-справ. / сост. и науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. СПб.: Пушкин. дом. 2008. С. 23.
  • Ватченко С. А., Максютенко Е. В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Дж. Фаулза // От Барокко до постмодернизма. СПб.; Днепропетровск, 1997.
  • Владимирова Н. Г. Поэтика игры в романе Д. Фаулза «Коллекционер» // Актуальные проблемы литературы: коммент. к ХХ в.: матер. междунар. конф. Светлогорск, 25-28 сент. 2000 г. Калининград, 2001. С. 182-194.
  • Гордиенко Ю. Сравнительная характеристика повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» и романа Д. Фаулза «Коллекционер» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Пенза, 2001. Вып. 4, ч. 2. С. 70-72.
  • Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. 30 т.
  • Захаров В. Н. Имя автора - Достоевский: очерк творчества. М., 2013.
  • Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Рус. мысль. 1914. № 4. С. 310.
  • Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 306-311.
  • Карлова Т. С. Достоевский и русский суд. Казань, 1975.
  • Касаткина Т. А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004.
  • Павлычко С. Д. Игра и действительность: театр Джона Фаулза. Киев, 1990.
  • Павлычко С. Д. Игра и действительность: филос. содерж. «магического театра» в творчестве Дж. Фаулза // Литература и общественное сознание Запада. Киев, 1990. С. 15.
  • Петрова О. Ю. Роль интертекстуальных включений в романах Дж. Фаулза «Коллекционер» и «Башня из черного дерева» // VII Царскосельские чтения. СПб., 2003. Т. 9. С. 102-106.
  • Пономарева Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М., 2001.
  • Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М.: Совет. писатель, 1990. С. 115-129.
  • Свительский В. А. Диалогизм // Достоевский: эстетика и поэтика: слов.-справ. / под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. С. 77-79.
  • Созина Е. К. Ситуация «на пороге» // Достоевский: эстетика и поэтика: слов.-справ. / под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. С. 220.
  • Степанян К. «Мы на земле существа переходные…»: реализм в высшем смысле в романах «Бесы» и «Идиот» // Достоевский и мировая культура: альманах. М., 1999. № 12. С. 99-108.
  • Степанян К. А. Категория существования в романе «Бесы» // Достоевский и мировая культура: альманах. СПб., 2001. № 16. С. 54.
  • Степаняно К. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб., 2010. С. 379-389.
  • Темирболат А. Б. Преемственность художественных традиций XVII-XVIII вв. в прозе Д. Фаулза // Восьмые лафонтеновские чтения: Мировая культура XVII-XVIII вв. как метатекст: дискурсы, жанры, стили: материалы междунар. симп. СПб., 2002. Вып. 26. С. 134 -137.
  • Трофеев В. Литературные конвенции в творческом методе Дж. Фаулза // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Тр. по романо-герм. филол. Тарту, 1988. Вып. 792.
  • Трунин С. Е. Рецепция Достоевского в русской прозе конца ХХ - начала XXI вв. Минск, 2008.
  • Фаулз Дж. Волхв / пер. с англ. Б. Н. Кузьминского. М.: Аст, 2006. С. 9.
  • Фаулз Дж. Волхв: роман. М., 2007.
  • Фаулз Дж. Кротовые норы: сборник / пер. с англ. И. Бессмертной, И. Тогоевой. М., 2004. 702 с.
  • Филиппова С. О концептуальной значимости интертекстуальных включений в романе Джона Фаулза «Коллекционер» // Актуальные проблемы германистики и романистики. Смоленск, 2004. Вып. 8. С. 224-229.
  • Фрайсберг В. Функции пьесы Шекспира «Буря» в романах Джона Фаулза «Коллекционер» и «Маг» // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Тр. по романо-герм. филол. Тарту, 1988. Вып. 792. С. 36-44.
  • Хайдеггер М. Время и бытие: ст. и выступления. М., 1993. С. 67.
  • Хуснулина Р. Р. Английский роман ХХ в. и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: очерки о прозе О. Уайльда, В. Вулф, С. Моэма, Б. Хопкинса, Э. Берджесса, Дж. Фаулза. Казань, 1998.
  • Человек есть тайна…: юбил. сб., посвящ. 180-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского / сост. С. Л. Вааз; под ред. В. А. Динеса. Саратов, 2001.
  • Щенников Г. К. Конклав // Достоевский: эстетика и поэтика: слов.-справ. / под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997. С. 175 -176.
  • Щенников Г. К. Суд над Россией в романе «Братья Карамазовы» // Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 321-334.
  • Щенникова Л. П. Проблема самоутверждения человека в творчестве Ф. Достоевского и Дж. Фаулза // Достоевский: философское мышление, взгляд писателя / под ред. С. Алоэ; XIV симп. Междунар. о-ва Достоевского. Неаполь, 13-20 июня 2010 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 98-99.
  • Щенникова Л. П. Пути самоопределения героини в романах Ф. Достоевского «Идиот» и Дж. Фаулза «Любовница французского лейтенанта» // Достоевский и современность: материалы XXIII Старорусских чтений, 2008 г. Вел. Новгород, 2009. С. 159-168.
  • Щенникова Л. П. Слово-лейтмотив // Достоевский: эстетика и поэтика: слов.-справ. / под ред. Г. К Щенникова. Челябинск, 1997. С 223-224.
  • Щенникова Л. П. Ф. Достоевский и Дж. Фаулз. Ч. 1. Диалог и диалогизм // Текст. Коммуникация. Методика преподавания: сб. науч. тр. / под ред. В. П. Комаровой. СПб.: Academus, 2010. С. 67-83.
  • Щенникова Л. П. Ф. М. Достоевский и Дж. Фаулз. Ч. 2. Мировоззренческие контрапункты и параллели // Достоевский и современность: материалы XXV междунар. Старорус. чтений, Великий Новгород, 2010 г. 2011. С. 167 -183.
Авторы: Щенникова Людмила Павловна
Рубрика: Без названия
Страницы: 124-134
УДК: 821.111.09"19"+821.161.1.09"18"
DOI:
Ключевые слова: «Бесы», «Волхв», текст, подтекст, сверхтекст, концепт, комплекс, свобода, эгоизм, жизнь, эксперимент, «все позволено», испытание, «метафизический театр», страдание, Богочеловек, Христос, человекобог, «любовь-ненависть», Любовь, «Besy», «Demons», «The Magus», «permissiveness», «metaphysical theatre»
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь