научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Дескриптивное искусство и проблема репрезентации в живописи

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Доминирующая в ХХ в. традиция изучения истории искусства во многом была переосмыслена в
1970–1980-х гг. в ходе развития так называемой «новой истории искусства», когда многие сложившиеся представления были поставлены под вопрос. В этом контексте значительный интерес представляет
предложенная американским историком искусства С. Альперс концепция дескриптивной живописи,
позволяющая пересмотреть представление о развитии европейского искусства как едином процессе. Разрабатывая понятие дескриптивного искусства, Альперс обращается к анализу широкого круга
историко-культурного материала, внеся тем самым существенный вклад в формирование нового подхода к изучению искусства, ставшего в дальнейшем известным под названием исследований визуальной культуры. В центре внимания оказывается также вопрос о статусе пикториальной репрезентации,
открываю щий новые перспективы для осмысления сущности художественного произведения


  • Беззубова Ольга Владимировна
  • 1. Westermann M. Svetlana Alpers. The art of describing: Dutch art in the seventeenth century, 1983 //The books that shaped art history: from Gombrich andGreenberg to Alpers and Krauss / ed. R. Shone, J.-P. Stonard.London: Thames & Hudson, 2013. P. 176–189.2. Алперс С. Картографический импульс в голландском искусстве // Мир образов. Образы мира:антология исслед. визуал. культуры: учеб. пособие /pед.-сост. Н. Мазур. Санкт-Петербург; Москва: Новоеизд-во, 2018. С. 172–197.3. Беззубова О. В. Новая история искусства и визуальная культура: теорет. дискуссии 70-х – 90-х годовХХ века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 3:Экономические, гуманитарные и общественные науки.2017. № 3. С. 71–75.4. Alpers S. The Decoration of the Torre de la Parada.Corpus Rubenianum Ludwig Burchard. P. 9. Brussels: ArcadePress, 1971. 532 p.5. Alpers S., Alpers P. Ut Pictura Noesis? Criticism inliterary studies and art history // New literary history. 1972.Vol. 3, № 3: Literary and art history. P. 437–458.6. Alpers S. Is art history? // Daedalus. 1977.Vol. 106, № 3: Discoveries and interpretations: studies incontemporary scholarship, vol. 1. P. 1–13.7. Alpers S. The art of describing: Dutch art in theseventeenth century / Univ. of Chicago. London: JohnMurray, 1983. 302 p.8. Gombrich E. Mysteries of Dutch painting // The NewYork review of books. 1983. Nov. 10. P. 13–17.9. Grafton A., DaCosta Kaufmann Th. Holland withoutHuizinga: Dutch visual culture in the seventeenth century //The journal of interdisciplinary history. 1985. Vol. 16, № 2.P. 255–265.10. Burke P. [Rev.: Alpers S. The art of describing:Dutch art in the seventeenth century / Univ. of Chicago.London: John Murray, 1983. 302 p.] // The journal of modernhistory. 1983. Vol. 55, № 4. P. 684–686.11. Gaskell I. [Rev.: Alpers S. The art of describing:Dutch art in the seventeenth century / Univ. of Chicago.London: John Murray, 1983. 302 p.] // Oxford art journal.1984. № 7. P. 57–60.12. Bialostocki J. [Rev.: Alpers S. The art of describing:Dutch art in the seventeenth century / Univ. of Chicago.London: John Murray, 1983. 302 p.] // The art bulletin. 1985.№ 67. P. 520–526.13. De Jongh E. [Rev.: Alpers S. The art of describing:Dutch art in the seventeenth century / Univ. of Chicago.London: John Murray, 1983. 302 p.] // Simiolus: Netherlandsquarterly for the history of art. 1984. Vol. 14, № 1. P. 51–59.14. Panofsky E. Early Netherlandish painting, itsorigins and character. Cambridge: Harvard Univ. Press,1953. 610 p.15. Alpers S. Describe or Narrate? A problem inrealistic representation // New literary history. 1976. Vol.8, № 1: Readers and spectators: some views and reviews.P. 15–41.16. Baxandall M. Painting and experience in fifteenthcentury Italy. A primer in the social history of pictorial style.Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 1989. 183 p.17. Alpers S. Ekphrasis and Aesthetic Attitudes inVasari’s Lives // Journal of the Warburg and CourtauldInstitutes. 1960. Vol. 23, № 3/4. P. 190–215.18. Alpers S. Interpretation without representation,or, the viewing of Las Meninas // Representations. 1983.№ 1. P. 30–42.19. Dubois Y. Les Ménines de Velázquez: l’unitéretrouvée? // Art & fact: rev. des historiens de l’art, desarchéologues et des musicologues de l’Univ. de Liège.2008. № 27. P. 105–130.20. Панофский Э. Перспектива как «символическаяформа» // Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика.Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2004. 336 с.
Авторы: Беззубова Ольга Владимировна
Рубрика: Культурология
Страницы: 11-17
УДК: УДК 75.01
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-3-11-17
Ключевые слова: дескриптивное искусство, визуальная культура, теория искусства, живопись, изображение, репрезентация, С. Альперс
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь