научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

«Воспитательные» музеи Петрограда 1920-х гг. – проблемы классификации и типологии

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Классификация музеев – один из наиболее проблемных вопросов музеологии. Исследователи предлагают самые разные принципы и подходы классификации по мере возрастания числа и своеобразия музеев в мире – от местоположения и форм финансирования до профиля и числа обслуживаемых посетителей. Целью данной статьи является освещение деятельности музеев Петрограда в области музейного строительства в 1920-е гг., исканий новых для своего времени форм работы и технологий, а также причин невостребованности этих технологий по мере развития и становления в стране музейной сети. Именно в этот период реализуются идеи воспитательного музея, музея для взрослых, который не ставил своей задачей транслировать определенное количество знаний, но содействовать формированию потребности самообразования.

  • Воронко Александр Николаевич
  • 1. Весь Петроград: адрес. и справ. кн. на 1922 г. /под ред.: А. И. Гессена, Я. В. Лившица. Петроград: Изд-во«Петроград», 1922. ч. 1. 900 cтб. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000020004/view (дата обращения: 02.12.2020).2. Шуманский И. И. Педагогический музей ведомствавоенно-учебных заведений России – один из основныхцентров в развития отечественной военной педагогикиРоссии // Вестник Российского университета кооперации.2012. № 3 (9). С. 143–146.3. Сто лет служения культуре: очерки истории С.-Петерб. гос. ин-та культуры / под общ. ред. А. С. Тургаева.Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. 184 с.4. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 327.Санкт-Петербургский государственный университеткультуры и искусств. 1918 г. – по наст. время. Оп. 1.Д. 23. Л. 5–6.5. Новорусской М. В. Подвижной музей учебныхпособий при Постоянной комиссии по техническомуобразованию ИРТО. 1895–1910 гг.: кто пользуется музеем.Санкт-Петербург, 1910 36 с.6. Новорусский М. В. Исторический очерк: музей внастоящем: перспективы дальнейшей работы / Центр.Внешкол. пед. музей. Петроград, 1922. 56 с.7. ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 10.8. ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 23.9. ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 23. Л. 6.10. От Института внешкольного образования //Внешкольное образование. Петроград, 1919. № 2/3.C. 91–93.11. ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 58. Л. 24.12. ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 44. Л. 6.13. ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 5.14. ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Д. 17. Л. 13 об.15. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учеб. пособие. Москва: Высш. шк., 2004. 215 с.16. Вольперт И. Опыт массовой санкультработы театрасанкультуры на Урале и в Кузбассе [театр Ленинградскогодома санитарной культуры] // Методика и практика массовой санитарно-культурной работы: опыт работы Ленингр.дома санитар. культуры за 1932–1934 гг. Ленинград; Москва,1936. С. 51–63.17. Свечарник Б., Зарецкий И. Работа театра малыхформ Дома санитарной культуры в районах Ленинградскойобласти // Методика и практика санитарно-культурнойработы: опыт работы Ленингр. дома санитар. культуры за1935–1936 гг. Ленинград, 1937. Вып. 2. С. 71–75.18. ЦГАЛИ СПб. Ф. 276. Управление культурно-просветительными предприятиями Ленсовета (1938–1945).Д. 40 Л. 1 об.19. Богомолов Н. Дом занимательной науки // Нева.2003. № 5. С. 276–282.20. ЦГАЛИ СПб. Ф. 276. Управление культурно-просветительными предприятиями Ленсовета (1938–1945).Д. 40 Л. 19
Авторы: Воронко Александр Николаевич
Рубрика: Культурология
Страницы: 21-25
УДК: УДК 069.12(091)(470.23-25)’’192’’
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-4-21-25
Ключевые слова: классификация музеев, педагогические музеи, образовательные музеи, воспитательные музеи, самообразование, внешкольное образование
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь