научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

«Депутат Балтики»: драматургическая репрезентация образа интеллигента в советской культуре

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Театральная и кинематографическая судьба «революционной повести», как ее определил драматург Леонид Рахманов, показательна историей создания. И пьеса, и сценарий выдержали несколько редакций. Результат содержит характерны е приметы советской пропаганды 1930-х гг., во всей их противоречивой неразрывности. Художественный поиск сливается с революционной агитацией, острота драматургического конфликта обусловлена непримиримостью конфликта миров оззренческого. Центральная фигура, профессор Полежаев – уважаемый представитель дореволюционной интеллигенции – позитивно воспринимает перемены, наступившие после 1917 г. Это становится причиной возникновения вокруг него двух «лагерей» (сторонников и противников главного героя). Либретто Л. Рахманова получило четыре варианта воплощения: один сценический (пьеса «Беспокойная старость») и два сценарных, каждый из которых, в свою очередь, имеет ряд расхождений с фильмом «Депутат Балтики» (1937, режиссеры И. Хейфиц и А. Зархи). Анализ эволюции сюжета – от сценарного замысла до готовой ленты – актуален для широкого круга: и любителей экранного искусства, и специалистов (драматургов, редакторов, режиссеров). Показательны пути, которыми двигались авторы, работая над разными воплощениями «сказания о профессоре» – в пьесе, в сценарных версиях, в кинофильме. Остается современной тема интеллигента на переломе эпох: свидетеля исторических событий, находящего силы честно заявить о своей гражданской позиции.

  • Еременко Евгений Дмитриевич
  • 1. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционнойРоссии. М.: Искусство, 1963. 405 с.2. Талал А. Миф и жизнь в кино: cмыслы и инструменты драматург. яз. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. 464 с.3. Теплинский О. В. Научная интеллигенция в советскомкинематографе: основные тенденции репрезентации: автореф. дис. … канд. ист. наук: 24.00.01. Краснодар, 2006. 24 с.4. Рахманов Л. Н. Тимирязев. Полежаев. Пиотровский // Рахманов Л. Н. Люди – народ интересный: автобиогр.повесть. Л.: Совет. писатель, 1981. С. 216–238.5. Хейфиц И. Пойдем в кино!: Жизнь. Труд. Опыт. СПб.:Искусство-СПб, 1996. 335 с.6. Катаев В. Встречи с Булгаковым // Воспоминанияо Михаиле Булгакове / сост.: Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес.М., 1988. М.: Совет. писатель, 1988. С. 126.7. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М.:РИК «Культура», 1996. 492 с.8. Дэль Д., Зархи А., Рахманов Л., Хейфиц И. ДепутатБалтики // Избранные сценарии советского кино. М.: Госкиноиздат, 1949. Т. 1. С. 521–556.9. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. СПб.: Искусство-СПб, 2005. 704 с.10. Гиппиус З. Н. «Красная стена» // Цензура в СоветскомСоюзе, 1917–1991: док. / сост. А. В. Блюм. М.: РОССПЭН, 2004. С. 4–6.11. Шварц Д. Разрозненные заметки / публ. Е. Шварца // Петербургский театральный журнал. 1998. № 15. URL:http://ptj.spb.ru/archive/15/in-memoriam-15/razroznennyezametki/ (дата обращения: 21.06.2020).12. Рахманов Л., Зархи А., Хейфиц И. Депутат Балтики //Книга сценариев. М.: Госкиноиздат, 1938. С. 297–334.13. Воглер К. Путешествие писателя: мифол. структуры в лит. и кино / пер. с англ. М. Николенко. 3-е изд. М.:Альпина нон-фикшн, 2019. 608 с.
Авторы: Еременко Евгений Дмитриевич
Рубрика: Культурология
Страницы: 33-38
УДК: УДК 821.161.1.09-2:323.329
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-4-33-38
Ключевые слова: драматургия, редактирование, кинематограф, театр, интеллигенция, революция, просвещение, советская пропаганда
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь