Семантика образа орла в традиционной культуре якутов
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Статья посвящена анализу различных значений образа орла в культуре саха. Затрагиваются вопросы присутствия «зооморфного кода» в традиционной якутской культуре. Фиксируется значимость орнитолгического пантеона, включающего стерха, лебедя, а также других зооморфных персонажей картины мира якутов. Отдельное внимание сосредотачивается на спектре значений образа орла, включающем восприятие данной птицы как: одного из верховных божеств, царь-птицы; грозного духа Верхнего мира, по имени Горбоносый Хотой (Орел) Айыы; начала, связанного со справедливым возмездием и легитимизацией власти; как птицы, дарующей камень счастья; сказочной птицы Бар Джагыл; солярного символа, связанного не только с солнцем, но и с циклической сменой времен года; как «мать-зверя» – прародительницы и покровительницы якутских шаманов; как двухглавой мифической птицы Ёксёкю; как посланника духа войны; родового, полового и индивидуального тотема; геральдического образа; как персонификации победы; оберега; птицы, давшей людям огонь; как вещей птицы; как формы воплощения души умершего, отправляющейся на небо и др. Фиксируемые каннотации образа орла сопровождаются примерами из эпических текстов, легенд, сказок и песен. Отдельно рассматриваются современные интерпретации образа орла, генетически связанные с традиционной сферой якутской культуры.
- Суздалова Ульяна Петровна
- Храмова М. Н. Специфика образных представлений о животном мире // Вестник Санкт-Петербургскогогосударственного университета культуры и искусств.2014. № 1 (18). С. 12–17.
- Суворов Н. Н. Животные в картине мира ребенка.Опыт реконструкции // Информационное пространствои дети: образоват. возможности и манипулятив. воздействия: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016.С. 293–297.
- Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо / воссоздал на основе нар. сказанийП. А. Ойунский; пер. на рус. яз. В. Державин. Якутск: Кн.изд-во, 1975. 438 с.
- Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука,1975. 198 с.
- Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Кн. издво, 1979. 484 с.
- Калинина И. В. Зверь-тотем в типологии образов //Актуальные проблемы изучения архаики: материалытеорет. семинара «Теория и методология архаики» 1996–2012 гг. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. ПетраВеликого (Кунсткамера) РАН, 2014. С. 283–294.
- Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.317 с.
- Архив РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 20. Л. 24.
- Габышев Е. С. Культ солнца в мифологии якутов:проблема древних этнокультурных параллелей: дис. ...канд. ист. наук. СПб., 1998. 204 с.
- Ионов В.М. Орел по воззрениям якутов. СПб.:тип. Имп. Акад. наук, 1913. 28 с. (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской Академиинаук; вып. 16).
- Попов А. А. Получение шаманского дара у Вилюйских якутов // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.; Л., 1947. Т. 2. С. 283–293.
- Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии. М.:Наука, 1966. 167 с.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. М.: АНСССР, 1959. Т. 1, вып. 1/4. [4], XIX с., 1280 стб.
- Попов А. А. Материалы по истории религии якутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л.:Изд-во АН СССР, 1949. Т. 11. С. 255–323.
- Лукина А. Г. Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения.М., 2005. 45 с.
- Леонов И. В., Соловьева В. Л. Этно-традиционныйсувенир в пространстве массовой культуры // ВестникСанкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (38). С. 93–98.
- Махлина С. Т. Семиотика – модный бренд в культуре // Труды Санкт-Петербургского государственногоуниверситета культуры и искусств. СПб., 2013. Т. 198: Модав контексте культуры, вып. 5. C. 33–38.