научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Образы «примерных детей» в отечественном детском портрете второй четверти XIX в.

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В области отечественного портрета во второй четверти XIX в. возник новый «тип» детских портретных образов, который условно называется автором «примерные дети». Согласно ему, юные модели изображались в качестве воспитательных образцов как для самих портретируемых, так и их ровесников и потенциальных потомков. Этот «тип» формировался на стыке романтических представлений о добродетельности детства, христианских идеалов и одновременно нарастающих реалистических тенденций в искусстве. Он получил распространение среди столичных и провинциальных портретистов, что свидетельствует о его соответствии вкусам и потребностям публики того времени. В статье рассматриваются портреты детей из семей Томиловых кисти А. Г. Варнека и Капнист, выполненных Е. Ф. Крендовским. Они были созданы в начале и конце указанного временного периода соответственно, что позволяет проследить развитие «типа» в динамике. Особое внимание уделено тому, какими способами портретисты соединяли изображение реальных мальчиков и девочек, показанных в естественной обстановке домашних занятий, со сложным духовно-нравственным содержанием. Последние достигалось за счет использования универсального языка христианской символики, смелого сопоставления изображений детей с образами Христа, Богоматери, ангелов и святых.

  • Абдуллина Дарина Александровна
  • 1. Яблонская Т. В. Классификация портретного жанра вРоссии XVIII века: к проблеме нац. специфики: дис. … канд.искусствоведения: 17.00.04 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М, 1978. 205 с.2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.:Азбука-классика, 2001. 510 c.3. Калверт К. Дети в доме: материал. культура раннегодетства, 1600–1900. М.: Новое лит. обозрение, 2009. 267 с.4. Валицкая А. П. Проблема романтизма в русскойживописи первой трети XIX века: автореф. дис. … канд.искусствоведения: 17.00.00 / Ин-т живописи, скульптуры иархитектуры им. И. Е. Репина. Ленинград, 1972. 14 с.5. Логвинская Э. Я. Интерьер в русской живописипервой половины XIX века. М.: Искусство, 1978. 120 c.6. Панченко И. А. Русский портрет середины XIX века: художник – модель – зритель // Труды Исторического факультетаСанкт-Петербургского университета, 2013. № 16. С. 186–207.7. Шарнова Е. Б. Жан-Батист Грез: взгляд из России //Искусствознание. 2018. № 3. С. 74–97.8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традициирус. дворянства (XVIII – начало XIX в.). СПб.: Азбука, 2014. 540 с.9. Шокарева А. Дворянская семья: культура общения:рус. столичное дворянство первой половины XIX в. М.:Новое лит. обозрение, 2017. 300 с.10. Турчин В. С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985. 167 с.11. Эрнст С. Р. Картины русских художников в собранииЕ. Г. Шварца // Старые годы. 1916. Кн. 1, янв.-февр. С. 50–93.12. Собрание Томиловых-Шварц: из цикла «Коллекциии коллекционеры Русского музея»: каталог / Рус. музей.СПб.: Palace Editions, 2015. 130 с.13. Wild R. Am Anfang war der Apfel – Die Frucht in Malereiund Graphik des 20. Jahrhunderts. Heidelberg, 2003. 196 S.Образы «примерных детей» в отечественном детском портрете второй четверти XIX в.158 Вестник СПбГИК № 4 (45) декабрь · 202014. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве.М.: Крон-пресс, 1996. 655 с.15. Никонова Н. Е. В. А. Жуковский – современникпедагогического века Германии: нем. лит. о воспитаниии творч. искания поэта 1840–1850-х гг. // Имагология икомпаративистика. 2014. № 1. С. 84–124.16. Алексеева Т. В. Исследования и находки. М.: Искусство, 1976. 159 с.17. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова:альбом. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Искусство, 1982. 419 с.18. Капнист-Скалон С. В. Воспоминания / коммент.Г. Н. Моисеева // Записки русских женщин XVIII – первойполовины XIX века. М.: Современник, 1990. С. 281–388.19. Rieder M., Rieder H.-P., Suter R. Pflanzen als Symbolund Gleichnisträger // Rieder M., Rieder H.-P., Suter R. Basileabotanica. Basel: Birkhäuser, 1979. S. 236–242.20. Иосиф (Крюков), игум. Духовный облик святогоправедного Иосифа Обручника // Церковь и время. 2010.№ 53. С. 72–102
Авторы: Абдуллина Дарина Александровна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 152-158
УДК: УДК 75.041.5-053.2(47)”18”
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2020-4-152-158
Ключевые слова: детский портрет, детский образ в портрете, история детства, воспитательная модель, педагогический идеал, христианская символика, дети в живописи, детская тема в искусстве
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь