Социальный объект: музейный предмет в партиципаторном музее
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Движение «новой музеологии», стремящееся к пересмотру принципов и оснований деятельности современных музеев, ввело в рассмотрение ряд новых понятий, одним из которых является понятие «социальный объект». «Новая музеология» трактует социальный объект как основу построения экспозиции партиципаторного музея, что позволяет рассматривать его в качестве аналога музейного предмета. Поскольку понятие «музейный предмет» является одним из ключевых теоретических инструментов современной музеологии, его содержание может быть расширено в рамках научного осмысления партиципаторного музея. Направления подобной теоретической проработки представлены в данной статье. Анализ трансформации музейного предмета в социальный объект при переходе от традиционного принципа построения музейной экспозиции к партиципаторному позволил выделить ряд проблем в деятельности партиципаторного музея, связанных с коммуникационным потенциалом его экспонатов. Понимание социального объекта сформировано на основании анализа примеров экспозиционно-выставочной деятельности, представленных в книге Н. Саймон «Партиципаторный музей»
- Смирнов Алексей Викторович
- Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с.
- Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества / ред.-сост. Д. Агапова. Санкт-Петербург, 2015. 157 с.
- Шуклина Е. А., Каменский С. Ю. Партисипативный музейный проект: опыт конструирования и изучения // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 138, № 2. С. 154–164.
- Ванеева О. В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212. С. 189–196.
- Средняк К. В. Музейная коммуникация в зеркале современных образовательных программ // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Сер. Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 3. С. 10–15.
- Стародубцева М. Н. Партиципаторный музей: истоки и проблемы реализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1. С. 17–21.
- Вальковский А. В. Искусство соучастия: трансформация коммуникативной функции искусства в современных художественных практиках // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 2 (27). С. 147–175.
- Деникин А. А. К определению термина «партиципация» в контексте современных художественных практик // Наука телевидения. 2018. Т. 14, № 1. С. 58–78.
- Шалина Н. С. Музей современного искусства: функция форума // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. № 22. С. 199–208.
- Стародубцева М. Н., Чистякова М. Г. Партиципаторный музей в контексте искусства соучастия // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 12 (434). С. 105–110.
- Никонова А. А. Загадка музейного предмета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2006. № 1. С. 11–18.
- Балаш А. Н. Подлинники и воспроизведения в музее: теоретическое осмысление проблемы аутентичности музейного предмета в музеологическом дискурсе последней четверти ХХ в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. № 3 (53), ч. 1. C. 42–45.
- Никонова А. А. Музейный предмет и/или экспонат: к проблеме музейной эвристики // Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе: сб. ст. по материалам науч.-практ. семинара. Москва, 21 февр. 2017 г. М.: ИНИОН РАН, 2017. С. 111–120.
- Ключевые понятия музеологии / cост.: А. Девале, Ф. Мэресс. М.: ИКОМ России, 2012. 101 с.
- Беззубова О. В. Экспозиция как пространство производства аффекта // Музей. Памятник. Наследие. 2017. № 1. С. 155–164.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. М.: Медиум, 1996. С. 15–65.