Педагогическая модель формирования опыта развития сферы художественно-образных представлений
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
В статье рассматривается проблема активизации опыта обогащения сферы представлений художественно-образного восприятия музыки обучающимися музыкальных колледжей, изучающих предмет «Музыкальная литература». Проведено исследование осознанности этой проблемы в музыкально-педагогической среде. Анализируются условия и механизм педагогического воздействия на стимуляцию процессов образного восприятия музыки, активизацию художественного воображения. Сфера представлений художественно-образного восприятия музыки рассматривается как личностное образование, особый вид эстетического опыта, основанная на способности человеческого сознания оперировать различными художественными формами воплощения. Обосновывается идея о том, что процессы восприятия музыки становятся глубже, осознанней, если включать методы развития ассоциативного и метафорических компонентов мышления в методику преподавания музыкально-исторических дисциплин. Педагогическая модель формирования сферы художественно-образных представлений в процессе музыкальных занятий с обучающимися представляет собой комплекс методов, развивающих воображение, творческое мышление, эстетическое, эмоционально-чувственное восприятие музыки, а также воспитание уверенности самовыражения. Индивидуальный уровень насыщенности процессов в сфере художественно-образных представлений в сознании каждого обучающегося-индивида может быть проверен по следующим критериям: информационно-познавательному, чувственно-эмоциональному, ценностному, коммуникативному и творчески-деятельностному. Приведена типология обучающихся по этим видам деятельности.
- Печерица Анна Станиславовна
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 262 с.
- Шацкая В. Н. Воспитание музыкального вкуса // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1947. Вып. 11: Вопросы художественного воспитания. С. 29–41.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
- Гивенталь И. А. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учеб. пособие. М.: ГМПИ, 1987. 72 с.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка, 1973. 144 с.
- Орлова И. В., Печерица А. С. Активация познавательной деятельности учащихся ДШИ на уроках музыкально-теоретических дисциплин // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2017: сб. докл. участников II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17–18 окт. 2017 г.). Белгород, 2018. Т. 2. C. 470.
- Живов В. Л., Аликина Е. В. Ассоциативные представления в музыкальном исполнительстве и педагогике // Музыкальное искусство и образование. 2016. № 2 (14). С. 128–136.
- Osbourne A. Wake Up Your Mind: 101 ways to develop creativeness. New York; London: Charles Scribner’s Sons, 1952. 304 p.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. СПб.: Лань, 2015. 253 с.
- Ражников В. Г. Детская психология искусства: Музыка. Поэзия. М.: ВЦХТ, 2008. 159 с.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 379 с.