научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Брачная стратегия как элемент современной гендерной культуры

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Статья посвящена исследованию одного из феноменов гендерной культуры современных горожан – брачной стратегии. Основой работы являются материалы полуформализованных интервью молодых семей города Перми, представляющих собой 13 кейсов – подробных описаний свадебного торжества, предшествующих ему событий и элементов семейной повседневности. С точки зрения гендерной теории, полученные материалы были распределены по нескольким типам брачных стратегий в зависимости от предъявляемых гендерных идентичностей информантов. В частности, текст фокусируется на рассмотрении двух кейсов – примеров воплощения перверсивной брачной стратегии. Суть данной стратегии заключается в доминировании женского гендера в матримониальных практиках и последующей семейной жизни. Формой презентации стратегии являются нарративы, т. е. последовательное изложение ключевых брачных и семейных практик молодых людей, подкрепленных их комментариями. Первый нарратив представляет собой «мягкий» вариант перверсивной брачной стратегии, поскольку активность героини ретушируется ее исполнением «традиционной» женской роли, а именно готовностью заниматься домашним хозяйством и пользоваться материальными ресурсами мужа. Герои нарратива обладают «полярными» чертами характера, а также демонстрируют поочередное установление правил по отношению друг к другу. Второй нарратив характеризуется «жестким» вариантом перверсивной брачной стратегии. В этой истории мужчина ожидает похвалу, одобрение его поступков, а героиня склонна драматизировать ситуации и исполнять «ведущую» роль в отношениях, контролируя жизненный мир супруга. Рассмотренные нарративы не только реконструируют две версии перверсивной брачной стратегии, но и иллюстрируют одну из возможных моделей современной гендерной культуры.

  • Ярушина Ксения Андреевна
  • Тартаковская И. Н. Гендерная социология. М.: ООО«Вариант», при участии ООО «Невский проспект», 2005. 368 с.
  • Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальноеконструирование гендера как методология феминистского исследования // Здравомыслова Е. А., Роткирх А.,Тартаковская И. Н. Российский гендерный порядок: социол.подход: коллект. моногр. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СанктПетербурге, 2007. С. 9–34.
  •  Батлер Д. Гендерное беспокойство (гл. 1. Субъектыпола/ гендера/ желания) // Антология гендерной теории:[cб. пер.] / cост., коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой.Минск: Пропилеи, 2000. С. 297–346.
  •  Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время,2009. 496 с.
  •  Матвеева К. С. Гендерная идентичность как объектсоциологического исследования // Вестник Тамбовскогоуниверситета. 2007. № 6. С. 165–171.
  • Мелков С. В., Кудрина А. В. Представление о гендереи гендерной идентичности в современном психоанализе //Развитие личности. 2016. № 3. С. 165–186.
  •  Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособиедля вузов по направлению и спец. «Социология». 4-е изд.,перераб. и доп. М.: Высш. шк. экономики, 2004. 427 с.
  •  Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи: учеб.пособие для вузов по направлению и спец. «Социология».112 Вестник СПбГИК № 2 (47) июнь · 2021К. А. ЯрушинаМ.: Моск. гос. ун-т: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса иуправления («Братья Карич»), 1996. 303 с.
  • Ростовская Т. К. Особенности матримониальногоповедения российской молодежи // Человек в мире культуры. 2015. № 3. С. 46–52.
  •  Кучмаева О. В. Идеальная модель семьи в глазах россиян и стратегия по повышению ценности семейного образажизни // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 70–82.
  •  Антонова Н. Л., Щербакова М. В. Брачный выбор:поворот к рационализации // Дискуссия. 2017. № 8. С. 44–47.
  •  Иванова А. А. Гендерные особенности брачносемейного поведения молодежи (г. Астрахань) // ВестникВолгоградского государственного университета. Сер. 7.Философия. Социология и социальные технологии. 2015.№ 1 (27). С. 50–58.
  •  Гордеева С. С., Зырянова А. Н. Стратегии брачногоповедения трех поколений горожан (на примере г. Пермь) //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 284–293.
  • Мещеркина Е. Ю. Качественные методы в гендернойсоциологии // Гендерный калейдоскоп: курс лекций. М.:Academia, 2002. С. 169–187.
  • Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл,2003. 301 с.
  • Логунова Л. Ю. Гуманистически-смысловой подходв микросоциологии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2, № 2. С. 64–68.
  • Чеховский И. В. Интервью как способ полученияинформации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник Российского университета дружбынародов. Сер. Социология. 2009. № 4. С. 20–25.
  •  Шпаковская Л. Л. Социальное исключение: возможности социологического изучения с помощью стратегии кейсстади // Case-study – образовательный и исследовательскийопыт в междисциплинарном контексте: сб. науч. ст. по итогаммеждисципл. науч. семинара кадрового резерва «Проблемыи перспективы использования case-study: междисциплинарный опыт», 30–31 мая 2013 г. Санкт-Петербург, 2014. С. 67–87.
  • Козина И. М., Сережкина Е. В. Концепция кейсстади в социальных науках и французская традициямонографических исследований трудовых организаций //Социологические исследования. 2015. № 1. С. 64–73.
  • Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 38–61.
  •  Готлиб А. С. Анализ нарративов в социологии: возможности и проблемы использования // Международныйжурнал исследований культуры. 2013. № 1. С. 9–14.
Авторы: Ярушина Ксения Андреевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 106-112
УДК: УДК 316.622-058.8
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2021-2-106-112
Ключевые слова: модель культуры, гендерная идентичность, брачная стратегия, семья, городская среда, кейс-стади, нарратив
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь