научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Интерпретация литературного текста в пространстве музея

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Статья посвящена рассмотрению видов и приемов интерпретации литературного текста в музее. Применительно к текстам художественной литературы подвергается анализу потенциал книжной иллюстра- ции, живописи, графики, скульптуры, музыкально-театральной и киноинтерпретации в репрезентации литературного наследия. Через призму визуализации как доминирующей тенденции современной культуры раскрываются возможности музейных экспозиций и выставок в интерпретации литературного текста. Выявленное многообразие форм музейной интерпретации свидетельствует о том, что литературные сюжеты, их динамика, стилистика, образные системы остаются востребованными в эпоху визуальной культуры. Визуализация литературного произведения заметно снизила интерес общества к чтению книг, так как чтение текста можно легко заменить кинофильмом, комиксом, телесериалом, компьютерной игрой, анимацией. Потребность в новых формах «прочтения» литературных текстов подтверждается значительным числом визуальных интерпретаций известных и популярных произведений литературы, воплощенным в различных формах. По отношению к литературному тексту книжно-иллюстративная, театрально-музыкальная и особенно экспозиционно-выставочная интерпретации помогают выявить нематериальные смыслы и ценности, которые актуализируются в коммуникативном пространстве музея.

  • Мастеница Елена Николаевна
  • Мастеница Е. Н. Интерпретация истории культу-ры как процесс и результат музейной деятельности //Современные тенденции в развитии музеев и музее-ведения: материалы IV Всерос. (с междунар. участием)науч.-практ. конф. / отв. ред.: О. Н. Шелегина, Г. М. Запо-рожченко. Новосибирск, 2020. С. 7–23.
  • Мастеница Е. Н. Интерпретация культурногонаследия в музее: гуманитар. дискурс // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета куль-туры и искусств. 2011. № 3. С. 6–9.
  • Мастеница Е. Н. Наследие в музее: границы игоризонты интерпретации // Музей и нематериальноекультурное наследие: сб. ст. / сост. И. М. Косова. М.:АПРИКТ, 2005. С. 60–64. (Сборник трудов творческойлаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейногодела / Акад. переподгот. работников искусства, культурыи туризма; вып. 6).
  • Филиппова Е. О. Способы интерпретации ли-тературного произведения // Вестник Московскогогосударственного университета печати имени ИванаФедорова: [электрон. журн.]. 2015. № 2. С. 153–158. URL:http://vestnik.mgup.ru/issues/2_2015.pdf (дата обраще-ния: 22.08.2021).
  • Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы кино-эстетики. Таллинн: Ээсти Раамат, 1973. 92 с.
  • Семьян Т. Ф. Исторические этапы визуализациипрозаического текста: от монолитности к дискрет-ности // Вестник Южно-Уральского государственногоуниверситета. Сер.: Социально-гуманитарные науки.2007. № 8 (80). С. 87–92.
  • Семьян Т. Ф., Григорьева М. А. Визуализация впрозе Анатолия Королева // Вестник Южно-Уральскогогосударственного университета. Сер. Лингвистика. 2012.№ 2 (261). С. 38–43.
  • Соковиков С. С. Мистерия книги: социокуль-турные контексты визуальных репрезентаций книгив культурном пространстве // От Года литературы – квеку чтения: коллект. монография. М.: Межрегион. центрбибл. сотрудничества, 2016. С. 173–226.
  • Борщ Е. В. Приемы визуальной интерпретациилитературного текста во французской книжной иллю-страции XVIII века // Вестник Челябинского государ-ственного университета. 2009. № 10 (148): Филология.Искусствоведение. Вып. 30. С. 168–173.
  • Кошкина О. Ю. Визуальное отражение основнойидеи литературного произведения в творчестве И. Т. Бог-деско // Пушкинские чтения. 2015. № 20. С. 206–216.
  • Мастеница Е. Н. Литературный музей в контекстевизуальной культуры // Литературные музеи в контекстеистории и культуры: Всерос. науч. конф. под эгидойАссоц. лит. музеев Союза музеев России, 2–3 июня 2018 г.:сб. ст. / Гос. музей истории рос. литературы им. В. И. Даля(Гос. лит. музей). М.: Лит. музей, 2019. С. 44–60.
  • Андреева И. В. Визуализация литературногопроизведения средствами музейной экспозиции // ОтГода литературы – к веку чтения: коллект. монография.М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2016.С. 250–277.
  • Колодяжная В. Д. Визуализация литературноготекста в пространстве музейной экспозиции // Между-народный научно-исследовательский журнал. 2017.№ 9 (63), ч. 1. С. 110–114.
Авторы: Мастеница Елена Николаевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 38-46
УДК: УДК 069.5:82
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-38-46
Ключевые слова: литературный текст, интерпретация, музей, визуализация, музейная экспозиция, выставка
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь