научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Методы «визуальных исследований» и проблема телесности в изучении декоративно-прикладного искусства

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

«Визуальные исследования» как комплексный подход к проблемам рецепции и творчества формирует систему устойчивых принципов анализа памятника, ориентированных на изучение видения и комплекса вневербальных аспектов бытования предмета в историко-культурном пространстве. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства предполагает комплексный подход, основанный на изучении техники и материала, особенностей формообразования и средств художественной выразительности, иконографии и семантики, творческого метода мастера и реакции потребителя, роли в контексте культуры повседневности и принципов рецепции в синхронном и диахронном срезе. При изучении предметов декоративно-прикладного искусства необходимо расширять понятие зрительного восприятия, так как важным становится не только визуальное впечатление, но и тактильное ощущение от соприкосновения. Базовым элементом становится материал и техника исполнения. Трактовка фактуры, имитация природных форм в орнаментах и декоре, работа с языком композиции через пластические характеристики и декор, способствуют выявлению единых системных подходов к осмыслению методов работы художника.

  • Арутюнян Юлия Ивановна
  • Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческихспособностях восприятия, о языке линий и красок и овоспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. 223 с.
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.:Акад. проект, 2000. 496 с.
  •  Viollet-le-Duc E. Dictionnaire raisonné du mobilierfrançais de l’époque carlovingienne à la Renaissance. Paris:Libr. centrale d’architecture; Ancienne Maison Morel, 1858–1875. Vol. 1–6.
  • Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды посоциал. антропологии. М.: Книжный дом – Университет(КДУ), 2011. 416 с.
  •  Moxey K. What Does Visual Studies Do?: interview. URL:https://www.visual-studies.com/interviews/moxey.html (датаобращения: 21.06.2021).
  •  Мокси К. Ностальгия по реальности: непростыеотношения между историей искусства и визуальнымиисследованиями. // Мир образов: образы мира: анто-логия исслед. визуал. культуры / ред.-сост. Н. Н. Мазур;Европ. ун-т в С.-Петербурге. СПб.: М.: Новое изд-во, 2018.С. 518–529.
  •  Mitchell W. J. T. Showing Seeing: Critique of VisualCulture // The Visual Culture Reader. 2nd ed. London; NewYork: Routledge, 2001. P. 165–181.
  • Arnheim R. Art and visual perception: a psychologyof the creative eye. London: Univ. of California Press, 1974.502 p.
  •  Реутов А. С. Восприятие видимого: соотношениеоптического и тактильного в рамках визуальных иссле-дований // Манускрипт. 2018. № 2 (88). С. 85–89.
  • Виппер Б. Р. Введение в историческое изучениеискусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразит. искусство.1985. 288 с.
  •  Матвейс В. Фактура: принципы творчества в пласт.искусствах. М.: Шевчук, 2002 (ОАО Можайский полигр.комб.). 67, [1] с.
  •  Моран Анри де. История декоративно-прикладно-го искусства: от древнейших времен до наших дней: с прил.ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. М.: Искусство, 1982. 577 с.
  •  Успенский М. В. Нэцкэ. Л.: Искусство. Ленингр.отд-ние, 1986. 265 с.
  • «Не верь глазам своим»: обманки в искусстве: кат.выст. / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. 504 с.
Авторы: Арутюнян Юлия Ивановна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 123-127
УДК: УДК [7.072:001.8]:745/749
DOI: DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-123-127
Ключевые слова: методология искусствоведческих исследований, визуальные исследования, история искусства, декоративно-прикладное искусство, средства художественной выразительности, прикладные искусства
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь