научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Методы и инструменты для репрезентации геопространственных нарративов в цифровой культуре

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Рассматривается влияние информационно-коммуникативных технологий и программного обеспечения на репрезентацию культурного наследия в цифровой среде. Анализируются актуальные подходы цифровой гуманитаристики к представлению городского культурного наследия с применением геоинформационных систем, в частности, уделяется внимание феноменам «глубокой карты» и геопространственных нарративов в разрезе концепций Боденхамера и культурных географов. Исследуются возможности и ограничения существующих открытых цифровых инструментов и программного обеспечения для репрезентации краеведческих данных и создания геопространственных нарративов в динамической виртуальной среде, доступных для широкой аудитории пользователей. Предпринимается попытка осмысления и интерпретации теорий Боденхамера и Кронона на примере разработанного кроссплатформенного решения по сбору, хранению и визуализации краеведческих данных, основанного на связях городских локаций и персоналий в историко-культурологической ретроспективе. 

  • Пучковская Антонина Алексеевна
  • Зимина Лада Владимировна
  • 1. Wang X., et al. Digital Heritage // Manual of Digital Earth. Singapore: Springer Nature, 2020. Р. 565–591.
  • 2. Sotirova K., et al. Digitization of Cultural Heritage– Standards, Institutions, Initiatives // Access to digital cultural heritage: Innovative applications of automated metadata generation. Plovdiv, Bulgaria: Plovdiv Univ. Publ. house «Paisii Hilendarski», 2012. Р. 23–68.
  • 3. Campagnolo A. Conservation and Digitization: A  Difficult Balance?  // Book Conservation and Digitization. Leeds: Arc Humanities Press, 2020. Р. 49–82.
  • 4. Zhang J., Mauney D. When archival description meets digital object metadata: a typological study of digital archival representation // The American Archivist. 2013. V. 76, № 1. Р. 174–195.
  • 5. Di Stefano M., Salonia P., Ventura C. Mapping and digitizing heritage sites: ROVINA Project for programmed conservation // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. № 223. Р. 944–951.
  • 6. Conway P. Preservation in the age of Google: Digitization, digital preservation, and dilemmas // The Library Quarterly. 2010. Vol. 80, №. 1. Р. 61–79.
  • 7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / под ред. Ю. А. Здорового. Москва: Медиум, 1996. 240 с.
  • 8. Никонова А. А. Визуальные технологии и сохранение культурного наследия России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (18). C. 49–53.
  • 9. Bellendorf P. The curse and blessing of the digitization of cultural heritage // Cultural heritage in crisis: cultural heritage research at european level – challenges in times of climate change and digitalization. Leipzig: Fraunhofer IMW, 2020. P. 30–33.
  • 10. International Committee for Audiovisual, New Technologies and Social Media (AVICOM). URL: http://avicom.mini.icom.museum/ (дата обращения: 18.05.2021).
  • 11. CIPA Heritage Documentation. URL: https:// www.cipaheritagedocumentation.org/ (дата обращения: 18.05.2021).
  • 12. Safeguarding the Memory of the World // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/memoryoftheworld/ recommendation2015 (дата обращения: 18.05.2021).
  • 13. Пучковская А. А., Максимова Л. В. Виртуальное измерение памятника и его репрезентация в цифровую эпоху // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 3 (44). С. 82–87.
  • 14. Bodenhamer D. J. History and GIS: Implications for the Discipline // Placing History: How Maps, Spatial Data, and GIS Are Changing Historical Scholarship. Redlands, California: ESRI Press, 2008. P. 219–233.
  • 15. Layers of London is a map-based history website developed by the Institute of Historical Research // Layers of London. URL: https://www. layersof london.org/about (дата обращения: 28.08.2021).
  • 16. Cronon W. A Place for Stories: Nature, History, and Narrative // The Journal of American History. 1992. Vol. 78, № 4, Mar. P. 1347–1376.
  • 17. Omeka. Open-source web publishing platforms for sharing digital collections and creating media-rich online exhibits. URL: https://omeka.org/ (дата обращения: 20.08.2021). Методы и инструменты для репрезентации геопространственных нарративов в цифровой... 32 Вестник СПбГИК № 4 (49) декабрь · 2021
  • 18. Hermoupolis Digital Heritage Management (HERMES). URL: https://hermoupolis.omeka.net/ (дата обращения: 20.08.2021).
  • 19.  Browse Items  // HERMES. URL: https:// hermoupolis.omeka.net/items/ (дата обращения: 20.08.2021).
  • 20. Exhibit Showcase // Neatline. URL: https:// neatline.org/showcase/ (дата обращения: 20.08.2021).
  • 21.  Curatescape: офиц. сайт. URL: https:// curatescape.org/ (дата обращения: 20.08.2021).
  • 22. Суворов Н. Н. Памятник культуры как воображаемая реальность // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (33). C. 76–80.
  • 23. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н. Ф. Собрание сочиений: в 4 т. Москва: Мысль, 1982. Т. 4. С. 370–422.
  • 24. St.Retrospect: интерактивная карта СанктПетербурга. URL: https://st-retrospect.dh-center.ru/ (дата обращения: 31.08.2021).
  • 25. Que.St: Интерактивные культурные маршруты по Санкт-Петербургу с игровыми элементами. URL: https://quest.dh-center.ru/ (дата обращения: 31/08/2021)
Авторы: Пучковская Антонина Алексеевна
Зимина Лада Владимировна
Рубрика: Культурология
Страницы: 27 - 32
УДК: [7/9:001.8]:004
DOI: 10.30725/2619-0303-2021-4-27-32
Ключевые слова: цифровая гуманитаристика, культурное наследие, репрезентация, геоинформационные системы, геопространственные нарративы, культурная география
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь