научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Презентация истории реставрации на экспозиции музея Ашмолеан

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Сегодня мировые музеи находятся в поиске способов показывать объекты культурного достояния максимально многогранно и разнопланово. Реставрация и исследования позволяют глубже раскрыть характеристики памятника и его историю и дают и специалисту, и зрителю более глубокое и объемное его понимание. При этом и сама тема реставрации является для зрителя притягательной, поскольку непубличная профессия реставратора в глазах социума окружена ореолом загадочности. Эти факты коррелируют с тем успехом, который неизменно сопровождает относительно немногочисленные временные реставрационные выставки. Реставрационные галереи музея Ашмолеан Оксфордского университета (Оксфорд, Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) являются одним из немногих посвященных реставрационной тематике музейных пространств в мире, являющихся постоянной музейной экспозицией. Специфика темы реставрации и постоянный формат экспозиции определяют особенности ее концептуальных и визуальных решений.

  • Шлыкова Татьяна Викторовна
  • 1. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Рус.-балт. информ. центр «Блиц», 1996. 159 с.
  • 2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 c.
  • 3. Реставрация в Эрмитаже: взгляд сквозь призму времени: кат. выст. / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. 386, [1] с.
  • 4. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. М.: Эдсмит, 2004. 344 с.: ил.
  • 5. Даная: cудьба шедевра Рембрандта. СПб.: Славия, 1997. 160 с.
  • 6. Возрожденные шедевры: реставрация в Эрмитаже – 2015 / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. 59 c.
  • 7. Возрожденные шедевры: реставрация в Эрмитаже – 2016 / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. 91 c.
  • 8. Возрожденные шедевры: реставрация в Эрмитаже – 2017 / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. 127 c.
  • 9. Возрожденные шедевры: реставрация в Эрмитаже – 2018 / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. 151 c.
  • 10. Возрожденные шедевры: реставрация в Эрмитаже – 2020 / Гос. Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. 195 c.
  • 11. «Эрмитаж. Побеждая время» (режиссер Е. Гончар) // Культура.РФ: сайт. 2014. URL: htpps://culture.ru/ movies/2901/ermitazh-pobezhdaya-vremya (дата обращения: 25.07.2021).
  • 12. Юренева Т. Ю. Музеи мира. М.: Эксмо, 2011. 544 с.
  • 13. Майстровская М. Т. Музей как объект культуры. ХХ век: искусство экспозиционного ансамбля. М.: Прогресс-Традиция, 2018. 682 с.
  • 14. Ashmolean floor by floor: a guide to the galleries. Oxrford, 2011. 128 p.
  • 15. Ashmolean Museum Renovation and Extension with MICA Architects // Atelier Ten: website. URL: htpps:// www.atelierten.com/projects/ashmolean-museumrenovation-and-extension/ (дата обращения 25.07.2021).
  • 16. Лукичева К. Л. Художественно-эстетические аспекты реставрации памятников искусства // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Москва, 1989. № 12. С. 26–41.
  • 17. Павлухина Н. Л. Японская «лаковая реставрация» керамики: традиция и интерпретация // Труды Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. Т. 59: Керамика и фарфор Дальнего Востока: проблемы стиля и взаимовлияний. С. 115–125.
  • 18. Кубе А. Н. История фаянса. Берлин: З. И. Гржебин; П.: Гос. изд-во РСФСР, 1923. 122, [4] с.
  • 19. Koob S. P. Conservation and Care of Glass Objects. London: Archetype Publ., 2006. 158 p.
  • 20. Круглый стол: Выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени» как значимое культурное событие современности // Петербургские искусствоведческие тетради. 2016. Вып. 41. С. 92–103.
  • 21. Яценко-Байрд О. А. Музей и посетитель: мысли русского куратора о современной музейной педагогике в Великобритании // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 93–102.
  • 22. Кристи А. Автобиография / пер. с англ. В. Чемберджи, И. Дорониной. М.: Изд-во «Э», 2018. 880 с.
  • 23. Petrie W. M. F. Methods and Aims in Archaeology. New York: B. Bloom, 1972. XVII, 208 p.
  • 24. Торопова Е. А. Экспозиционные особенности материалов произведений декоративно-прикладного искусства // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов за 2002 г. / С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад. СПб.: С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад., 2004. С. 60–67.
  • 25. Старинкова Е. В. Музейный предмет как текст культуры: автореф. дис. … канд. культурологии. СанктПетербург, 2014. 21 с.
  • 26. Watson O. Fakes and Forgeries of Islamic Ceramics // The Victoria & Albert Album 4. London, 1985. P. 39–47.
  • 27. Watson O. Ceramics from Islamic lands. London: Thames & Hudson, 2004. 512 p.
  • 28. Яхонт О. В. Стереотипы в реставрации: практика и теория // Теоретические и естественнонаучные основы реставрации и сохранения музейных фондов: материалы конф., 4–6 авг. 1999 г., Ферапонтово. Москва; Ферапонтово, 1999. С. 1–16.
  • 29. Шлыкова Т. В. Эстетика части и целого в практике художника и реставратора // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2015: сб. науч. ст. СанктПетербург, 2015. С. 326–327.
Авторы: Шлыкова Татьяна Викторовна
Рубрика: Культурология
Страницы: 72 - 78
УДК: 069(410):[069.5:7.025.4]
DOI: 10.30725/2619-0303-2021-4-72-78
Ключевые слова: объекты культурного наследия, реставрация, консервация, музейная экспозиция, реставрационные выставки, образовательная функция музея, музей Ашмолеан
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь