Проблемы и методы изучения декоративно-прикладного искусства в современной искусствоведческой медиевистике
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Декоративно-прикладное искусство периода Средневековья привлекает внимание исследователей с XIX в. Искусствоведческая медиевистика сформировалась как системный, междисциплинарный подход к произведениям искусства и явлениям художественной жизни в опоре на историко-культурный контекст в последней четверти ХХ столетия. Отличительные черты памятников эпохи заключены в масштабном влиянии христианской традиции, в особенностях рецепции произведений в контексте храмового пространства, в синкретической сущности искусства, в иерархической концепции мира, в полисемантическом характере, специфическом отношении к истории и прошлому, в амбивалентности и дидактизме. Существует корпус источников, среди которых выделяются так называемые «рецептурные трактаты», хроники и статуты цехов. Особое значение при исследовании средневекового прикладного искусства имеет анализ социальных институтов: цеховая организация, принципы обучения, требования к мастеру. Типология предметов предполагает идейную и семантическую составляющую, иконографический и функциональный аспекты, классификацию по материалам и техникам, характеру декора и орнамента. Проблемным полем исследования являются вопросы хронологии и стиля. Исследователи используют принцип периодизации, основанный на последовательности исторических событий, определяют эпохи по правящим династиям, традиционно только зрелое средневековье связывают с конкретными художественными стилями – романским и готическим. Атрибуция требует определения региона создания, школы, мастерской, возможно, группы мастеров или конкретного художника, проблема автора стала одной из ключевых в современных исследованиях, опровергающих концепцию «безымянного искусства». На основе выявления стилистических аналогий, фиксации отличительных черт мастерской (клейма), определения путей движения артели формируется концепция средневекового искусства, характеризующегося индивидуальной творческой манерой. Проблема экспонирования средневековых памятников в музейном пространстве – формирование постоянных экспозиций и выставочные проекты – решается за счет научной реконструкции принципов бытования объекта в архитектурно-художественной среде.
- Арутюнян Юлия Ивановна
- 1. Фуртай Ф. Ars et Schola. Теория изобразительного искусства в Средние века. СПб.: Эйдос, 2010. 176 с.
- 2. Фуртай-Проскурина И.-Ф. В. Альбом Виллара де Оннекура: средневековая энциклопедия «Ars mechanica». М.: Букс-МАрт, 2016. 295 с.
- 3. Муратова М. К. Мастера французской готики XII–XIII веков: проблемы теории и практики худож. творчества. М.: Искусство, 1988. 349, [2] с.
- 4. Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М.: Гнозис, 1994. 208 с.
- 5. Reuterswärd P. The Visible and Invisible in Art: Essays in the History of Art. Vienna: Irsa Verlag, 1991. 340 p.
- 6. Фурасьев А. Г. Эпоха Меровингов: орлы Рима и вороны Вотана. Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. 40 c.
- 7. Лангобарды. Народ, изменивший историю: кат. выст. Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. 464 с.
- 8. Set in Stone: The Face in Medieval Sculpture / ed. Ch. T. Little. New-York: The Metropolitan Museum of Art and Yale University Press, 2006. 211 р.