научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Образы баллады Г. А. Бюргера «Ленора» в изобразительном искусстве

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Баллада Готфрида Августа Бюргера «Ленора» (1773 г.) быстро получила известность после своей публикации во многих европейских странах, в том числе и в России. Многие из европейских художников поспешили откликнуться на это литературное произведение в своем творчестве. На их рисунках, гравюрах и живописных произведениях можно увидеть, как мистический всадник на коне мчится в ночи по воздуху, едва касаясь земли и обнимает чувственную девушку. Образы этой баллады были крайне популярны в искусстве XIX в. Русскоязычных читателей с балладами Г. А. Бюргера познакомил в начале XIX в. В. А. Жуковский, составив стихотворное переложение «Леноры» на русский язык в целых трех вариантах («Людмила» (1808 г.), «Светлана» (1812 г.), «Ленора» (1831 г.)), лишь один из них близок к оригиналу, остальные два представляют собой более вольное переложение бюргеровского текста с использованием русского национального колорита. Для отечественных художников XIX в. больший интерес представляет данный сюжет в вольной интерпретации В. А. Жуковского; их привлекает перспектива передачи национального колорита, возможность описать детали древнерусского интерьера и национального костюма с этнографической точностью.

  • Христолюбова Татьяна Павловна
  • 1. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Москва: Языки славян. культур, 2008. Т. 3: Баллады / сост. и ред.: Н. Ж. Ветшева, Э. М. Жилякова. 456 с. 
  • 2. Шапиро Б. Л. Конь и всадник в мифах и образах русской культуры // Вестник культурологии. 2019. № 3 (90). С. 119–121. 
  • 3. Федотова Л. В. Своеобразие связей русского романтизма с народной культурой в контексте европейской художественной традиции // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213). Филология. Искусствоведение. Вып. 48. С. 149–152. 
  • 4. Жилякова Э. М. «Медный всадник» А. С. Пушкина и баллады В. А. Жуковского 1830-х годов // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 169–173. 
  • 5. Рисунки русских писателей XVII – начала ХХ века / авт.-сост. Р. Дуганов. Москва: Совет. Россия, 1988. 256 с.
  • 6. Ветшева Н. Ж., Жилякова Э. М. Баллады и повести Жуковского // Жуковский В. А. Полное собрание сочине- 126 Вестник СПбГИК № 4 (49) декабрь · 2021 Т. П. Христолюбова ний и писем: в 20 т. / гл. ред. А. С. Янушкевич; сост. и ред.: Н. Ж. Ветшева, Э. М. Жилякова. Москва: Языки славян. культур, 2008. Т. 3: Баллады. С. 229–241.
Авторы: Христолюбова Татьяна Павловна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 121 - 126
УДК: 821.112.2-14”17”:7.03(=161.1)”18”
DOI: 10.30725/2619-0303-2021-4-121-126
Ключевые слова: Г. А. Бюргер, В. А. Жуковский, Ари Шеффер, Франк Кирхбах, К. П. Брюллов, А. Н. Новоскольцев, романтизм в литературе, романтизм в изобразительном искусстве, баллады
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь