От библиотечно-информационных школ к «пятизвездочной» профессии: обучение профессионалов
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Секция Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА) по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте подготовила в 2016 г. «Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному развитию» и опубликовало доклад «Наша пятизвездочная профессия», освещающий ключевые положения руководства. Руководство обосновывает зависимость будущего библиотечно-информационной профессии от продолжающегося обучения и профессионального развития, в которых все заинтересованные лица и организации, включая обучающихся, работодателей, профессиональные ассоциации, всех организаторов обучения, а также образовательные программы в области библиотечно-информационной деятельности, имеют специфические роли и ответственность. Последние несут ответственность за то, чтобы продемонстрировать будущим профессионалам, насколько важно для библиотечно-информационной профессии, имеющей дело с постоянно меняющейся информационной экосистемой, постоянно обновляться и быть готовой преодолевать препятствия. Основная часть библиотечно-информационной учебной программы, как указано в Руководстве, должна включать обучение этому гибкому навыку (soft skill): отношение к изменениям. В статье раскрывается содержание Руководства и доклада ИФЛА, переведенных на множество языков (недавно также на русский), в особенности рекомендации представителям образования и студентов библиотечно-информационной сферы, анализируются перспективы исследований непрерывного профессионального развития и непрерывного образования и иллюстрируются возможности для развития международного обмена идеями и направлениями обучения между профессионалами, сформулированные Комитетом Секции ИФЛА по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте, которые касаются, в том числе, студентов библиотечно-информационных специальностей.
- Фонтанин Матильда
- 1. Continuing Professional Development and Workplace Learning Section. International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA): website. URL: https:// www.ifla.org/cpdwl (accessed: Mar.27.2019).
- 2. IFLA CPDWL, Continuing Professional Development and Workplace Learning. Facebook. URL : https://www. facebook.com/groups/467504346631486/ (accessed: Mar.27.2019).
- 3. Webinars / CPDWL section. International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA): website. URL: https://www.ifla.org/g/cpdwl/webinars/ (accessed: Mar.27.2019).
- 4. Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте: принципы и лучшие практики // International Federation of Library 166 Вестник СПбГИК № 4 (49) декабрь · 2021 Associations and Institutions (IFLA): сайт. URL: https://www.ifla. org/wp-content/uploads/2019/05/assets/cpdwl/guidelines/ ifla-guidelines-for-continuing-professional-development-ru. pdf (дата обращения: 27.03.2019).
- 5. Motivating students whilst pursuing continuing education. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. § 4.2.1. 37–38. URL: https://www.ifla.org/ files/assets/cpdwl/guidelines/ifla-guidelines-for-continuingprofessional-development.pdf (accessed: Mar.27.2019).
- 6. Conducting and disseminating research. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. § 4.2.2. 38. URL: https://www.ifla.org/files/assets/cpdwl/guidelines/ ifla-guidelines-for-continuing-professional-development. pdf (accessed: Mar.27.2019).
- 7. Library 2.0 Virtual Conferences. The San José State University School of Information (SJSU iSchool): website. URL: https://ischool.sjsu.edu/library-20-virtualconferences (accessed: Mar.27.2019).
- 8. Best practice. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. § 1.2. 20–23. URL: https://www.ifla. org/files/assets/cpdwl/guidelines/ifla-guidelines-for-continuingprofessional-development.pdf (accessed: Mar.27.2019).
- 9. Personal learning plan. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. § 1.2.4. 22–23. URL: https:// www.ifla.org/files/assets/cpdwl/guidelines/ifla-guidelinesfor-continuing-professional-development.pdf (accessed: Mar.27.2019). М. Фонтанин 167
- 10. Current position pre-eminence. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. § 1.2.5. 23. URL: https://www.ifla.org/files/assets/cpdwl/guidelines/ ifla-guidelines-for-continuing-professional-development. pdf (accessed: Mar.27.2019).
- 11. Summary. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. § 1.3. 23–24. URL: https:// www.ifla.org/files/assets/cpdwl/guidelines/ifla-guidelinesfor-continuing-professional-development.pdf (accessed: Mar.27.2019).
- 12. Ranganathan S. R. The Five Laws of Library Science. Madras: The Madras Libr. assoc., 1931. 458.
- 13. Principle. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. § 2.1. 24. URL: https://www.ifla.org/ files/assets/cpdwl/guidelines/ifla-guidelines-for-continuingprofessional-development.pdf (accessed: Mar.27.2019).
- 14. Professional associations, consortia, government agencies, and other bodies with library development responsibilities. Varlejs J., et al. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. Den Haag, 2016. Ch. 3. 33–37. URL: https://www.ifla.org/files/assets/ cpdwl/guidelines/ifla-guidelines-for-continuing-professionaldevelopment.pdf (accessed: Mar.27.2019).
- 15. Hallam G., Varlejs J. IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices (Posters) / / IFLA, CPDWL section. International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA): website. URL: https://www.ifla.org/publications/ node/11845?og=82 (accessed: Mar.27.2019).