научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Воспроизведение традиционных костюмов в рамках музейной актуализации народных обрядов

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Традиционные обряды, утрачивающиеся в среде бытования, сегодня активно презентуются музеями в культурно-образовательной деятельности. Так как обряд имеет не только акциональную, но и предметную сторону, при его презентации используются традиционные костюмы – праздничный и ритуальный. Чтобы не нанести вред музейному предмету изготавливаются воспроизведения традиционных костюмов. Методами воспроизведения этнографических костюмов являются: репликация и моделирование. При создании воспроизведений необходимо ориентироваться на специфику воссоздаваемого объекта. С позиций семиотического подхода традиционный костюм символичен по своей природе, он является знаковой системой. При воспроизведении костюма должна воссоздаваться не только его материальная сторона, но и содержательная. Реплика должна отражать крой, способ ношения, составляющие костюмный комплекс элементы, материал, колористику, орнаментику, декор подлинника.

  • Абрамова Полина Валерьевна
  • 1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Ленинград: Наука, 1983. 191 с.
  • 2. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 511 с.
  • 3. Митрягина Т. А. Русский народный костюм как ценностно-культурная парадигма: автореф. дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. Белгород, 2005. 24 с.
  • 4. Reconstruction. Dictionary of Museum Terms. URL: http://museum.ru/rme/dictionary.asp?155. (accessed: Nov. 20.2021) (in Russ.).
  • 5. Калашникова Н. М. К вопросу о дефинициях: реконструкция, копия, реплика костюма // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2009. Т. 186. С. 97–100.
  • 6. Максимов Р. И. Максимова И. Э. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев// Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. Москва: Гос. ист. музей, 2006. С. 132–139.
  • 7. Андреева И. В. Вспомогательные материалы в системе музейной экспозиции: проблема классификации и понятийной идентификации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 4 (28). С. 22–26.
  • 8. Быков А. В. Историческая реконструкция: проблемы и решения: на примере реконструкции русского средневекового костюма // Творческий клуб «Золотые леса»: сайт. URL: http://www.goldenforests. ru/library/misc/bykov_rekonstrukciya.html (дата обращения: 21.02.2022).
  • 9. Кумпан Е. В., Камалетдинова А. И. Реконструкция, как основной метод воссоздания исторического национального костюма // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17 № 13. С. 143–145.
  • 10. Кожин П. М. О древних орнаментальных системах Евразии // Этнознаковые функции культуры: cб. ст. Москва: Наука. 1991. С. 129–151.
  • 11.ПавловаА.Н. Реконструкция элементов костюма волжских финнов по археолого-этнографическим материалам как основа семантического исследования // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. 2008. № 4, т. 3. С.205–210
Авторы: Абрамова Полина Валерьевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 12 - 17
УДК: 069.53:391
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-1-12-17
Ключевые слова: традиционный костюм, обряд, музей, актуализация, культурно-образовательная деятельность, реплика, моделирование
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь