научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Сетевая культура и два вектора развития визуальных искусств

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье с позиций теории сетевой культуры и концепции «символического капитала» П. Бурдье рассматриваются процессы, идущие в визуальной художественной практике под влиянием развития Интернета. На основе анализа стратегий художников и развития художественного образования анализируется влияние сетевой культуры на актуальное искусство и цифровые артпрактики. Если пользоваться терминологией Бурдье, то актуальные арт-практики и цифровое искусство исследуют один и тот же символический капитал с различных концептуальных позиций. Для актуальной художественной практики главной остается критическая теория и идея Д. Кошута о поиске границ искусства как таковых, исследование социокультурной реальности здесь-и-сейчас и формулирование принципов идентичности. В цифровых практиках в центре поиски индивидуального стиля через исследование структурных особенностей самого художественного языка, автономия от вербального комментария. Наличие данных векторов связано и с перераспределением властного капитала под влиянием развития сетевой культуры и интернета, когда музейно-галерейная сфера не способна контролировать все процессы, идущие в арт-практике. Целостностью власти не обладает ни один из участников художественной коммуникации. Сети сегодня стали площадкой обладающей собственной властью и авторитетом, часто большим чем традиционные властные институции. Параллельно в виртуальную среду перетекают правила из офлайн, и создаются новые ограничения, связанные как с онтологическими особенностями цифровой логики, так и с работой сетевых сообществ.

  • Демшина Анна Юрьевна
  • 1. Gere C. Digital Culture. Rev and updated ed. London: Reaktion Books, 2009. 240.
  • 2.  Varnelis  K. Conclusion: The Rise of Network Culture. Networked publics. URL: http:// networkedpublics.org/book/conclusion_rise_network_ culture.html#_edn12 (accessed: Febr.4.2022). 
  • 3.  Varnelis  K.  (ed.). Networked Publics. Cambridge (Massachusetts); London: The MIT Press, 2008. 192. 
  • 4.  Latour  B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford: Oxford Univ. Press, 2005. 301 p. URL: https://www. amazon.com/Reassembling-Social-Introduction-ActorNetwork-Theory-Management/dp/0199256055?asin=0 199256055&revisionId=&format=4&depth=1 (accessed: Febr.4.2022). 
  • 5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики: пер. с фр. / сост., общ. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. Санкт-Петербург: Алетейя; Москва: Ин-т эксперим. социологии, 2005. 576 с.
  • 6. Bourdieu P. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature. New York : Columbia univ. press, 1993. 322. 
  • 7. Griffin T. Among the most intriguing aspects. Tim Griffin. Artforum International. URL: https://www. artforum.com/print/201006/tim-griffin-25712 (accessed: Febr.4.2022). 
  • 8. Deleuze G. Negotiations: 1972–1990. New York: Columbia Univ. Press, 1990 221. 
  • 9. Susan G. D. R&D for Social Life: Entertainment Retail and the City. Let’s Entertain: Life’s Guilty Pleasures. New York: Walker Art Center, 2000. 133– 166. 
  • 10. Bourriaud N. Postproduction. New York: Lukas & Sternberg, 2002. 47. 
  • 11. Geexy. Studying as an artist in the USA and in Russia – where is it better?: video. Youtube. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=9K9FX3r37_k (accessed: Febr.4.2022). 
  • 12. Кутейников Р. Дизайн ландшафта // ArtGraft. URL: https://ru.firstelearn.com/course/landscapes_2_0 (дата обращения: 5.02.2022)
  • 13. The Art of Aaron Blaise. Youtube. URL: https:// www.youtube.com/user/AaronBlaiseArt (accessed: Febr.4.2022). 
  • 14. Van Dijk Jan A. G. M. The Network Society: Social Aspects of New Media. 4th ed. California: SAGE Publ. Ltd., 2001. 384.
Авторы: Демшина Анна Юрьевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 31 - 37
УДК: 7.036-028.22:004
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-1-31-37
Ключевые слова: сетевая культура, актуальное искусство, цифровое искусство, художественное образование, символический капитал, властный дискурс
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь