научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Первые опыты атрибуции предметов декоративно-прикладного искусства в российских музеях XVIII–XIX вв

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Разработка теоретического концепта атрибуции музейного предмета относится к одной из актуальных проблем современной музеологии. Атрибуция рассматривается как один из этапов научного исследования музейного предмета, предполагающий всестороннее раскрытие свойств, заложенных в предмете, таких как материал, форм, размер, способ изготовления, назначение, стиль, время и место изготовления, авторская принадлежность, социальная и этническая среда бытования, историческое и мемориальное значение. Теоретическое обоснование атрибуции немыслимо без обращения к исторической ретроспективе вопроса. В статье предпринимается попытка проанализировать наиболее ранние опыты атрибуционной практики в крупнейших отечественных музеях XVIII–XIX вв. В качестве предметной области автор обращается к коллекциям предметов декоративно-прикладного искусства.

  • Королева Мария Евгеньевна
  • 1. Павлович М. К. Реорганизация кремлевских сокровищниц и мастерских при Петре I // Петр Великий – реформатор России. Москва, 2001. С. 139–143. (Материалы и исследования Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; вып. 13).
  • 2. Фелькерзам А. Е. Описи серебра Двора его императорского величества: в 2 т. СанктПетербург, 1907. Т. 2: Описи золотых и серебряных вещей, хранящихся в кладовых императорских Зимнего, Аничковского и Гатчинского дворцов. IV, 769 с. 
  • 3. Неверов О. Я., Пиотровский М. Б. Эрмитаж. Собрания и собиратели. Санкт-Петербург: Славия, 1997. 242 с. 
  • 4. Родимцева И. А. Музей в прошлом и настоящем // Сокровища России: страницы ист. биографии музеев Московского Кремля. Москва, 2002. С. 5–11. (Материалы и исследования Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; вып. 14). 
  • 5. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного: в 2 ч. Санкт-Петербург, 1794. Ч. 2. С. 273–576. 
  • 6. Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Ленинград: Искусство, 1985. 407 с. 
  • 7. Указатель Отделения средних веков и эпохи Возрождения / сост. Н. П. Кондаков. Санкт-Петербург: тип. М-ва путей сообщения, 1891. [3], 369 с. 
  • 8. Малиновский А. Ф. Историческое описание древнего российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты, в Москве обретающегося. Москва: тип. Имп. Моск. ун-та, 1807. Ч. 1. [4], XLIV, 139, [1] с. 
  • 9. Императорский Эрмитаж. Путеводитель по Кабинету Петра Великого и галерее драгоценностей / сост. Г. Э. Левин. Санкт-Петербург, 1901. 123 с. 
  • 10. Музей Императорского Эрмитажа. Описание различных собраний, составляющих Музей, с историческим введением об Эрмитаже имп. Екатерины II и о образовании Музея нового Эрмитажа / [cост. Ф. А. Жиль]; Музей Имп. Эрмитажа. Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1861. XXXIII, 409, [10] с. 
  • 11. Западноевропейское прикладное искусство средних веков и эпохи Возрождения из коллекции А. П. Базилевского: кат. выст. / Гос. Эрмитаж. Ленинград: Гос. Эрмитаж, 1986. 128 с.
Авторы: Королева Мария Евгеньевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 54 - 58
УДК: [069.5:745”17/18”:7.072.5]
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-1-54-58
Ключевые слова: атрибуция, декоративно-прикладное искусство, описи, Оружейная палата, Государственный Эрмитаж
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь