научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Мастера «ценинных» дел и их творчество на московской земле в XVII в.

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Материально-культурное наследие перед исследователями неизбежно ставит «вечные» вопросы взаимоотношений Востока и Запада. Важным фактором, во многом определившим культурно-историческое развитие России, был активный выход восточных славян на историческую арену, формирование ее государственности в начале XVII в. При этом, наряду с известным своеобразием русской культуры, состоялся определенный диалог между западной «ренессансно-барочной» культурой и национальной традиционностью России, довольно устойчивой и сохранившейся по настоящее время. Важнейшим связующим звеном этого диалога культур и проводником нового выступало Великое Княжество Литовское. Исторические материалы указывают, что на формирование декоративного искусства, в частности для русского изразца на Московских землях в XVII в., весьма действенное и определяющее влияние оказывали белорусские, польские и литовские мастера. Процесс «культурного внедрения» охватывал различные сферы творческо-ремесленной деятельности, что хорошо прослеживается в работах белорусских мастеров-резчиков по дереву, которые украшали убранство Московских храмов и монастырей. Объемно-ажурная резьба, которую привезли белорусские мастера на Московские земли, до этого момента неизвестная в России, повсеместно встречалась в храмах и получила название «белорусская резь». На основе научно-аналитических исследований, исторических сведений, иконографического материала рассмотрена «миграция» и степень влияния «иноземных» мастеров на формирование стилевых особенностей изразцового искусства Московии. Это проявляется в появлении новых изобразительных мотивов, технологических приемов, колористического решения и усложнении рельефного изображения в изразцах, которые можно наблюдать в коллекциях музеев, архивах и сохранившихся архитектурных объектах.

  • Ковалек Ирина Артуровна
  • 1. Томашева И. Г. Степан Полубес и изразцовые композиции «Павлинье око» в русской архитектуре второй половины XVII в. // Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь. Минск, 2005. Вып. 6. С. 159–164.
  • 2. Леонид (Кавелин), арх. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре с 1656–1759 г. // Вестник Общества древнерусского искусства. 1876. № 11/12. Отд-ние 4. С. 81–87.
  • 3. Воронов Н., Сахарова И. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов // Материалы и исследования по археологии Москвы. Москва, 1955. Т. 3. С. 77–115
  • 4. Овсянников Ю. М. Солнечные плитки: рассказы об изразцах. Москва: Совет. художник, 1966. 208 с.
  • 5. Прохоров А. В., Султанов Н. В. Изразцы в древнерусском искусстве. Санкт-Петербург, 1885. 63, II с. (Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной; вып. 4).
  • 6. Баранова С. И. Московский изразец XVII века в пространстве России // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2014. № 1 (57). С. 100–106.
  • 7. Казаков В. Тюльпанцы Полубеса // Союзное государство: офиц. сайт Постоянного Ком. Союзного государства. URL: http://www.postkomsg. com/history/196534/ (дата обращения: 08.02.2015).
  • 8. Местечко // Ефремова Т. Ф. Новый толковословообразовательный словарь русского языка. URL: https://efremova.slovaronline.com/45304- MESTECHKO (дата обращения: 2.03.2021)
  • 9. Местечко // Малый академический словарь русского языка А. П. Евгеньевой онлайн. URL: https://rus-academic-dict.slovaronline.com/ search?s=местечко (дата обращения: 06.02.2022)
  • 10. Местечко // Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. URL: https://ushakov. slovaronline.com/search?s=местечко (дата обращения: 06.02.2022)
  • 11. Шарухо И. Н. Местечки Беларуси: из прошлого в будущее // Псковский регионологический журнал. 2010. № 10. С. 65–71.
Авторы: Ковалек Ирина Артуровна
Рубрика: Искусствоведение
Страницы: 145 - 152
УДК: [72.04:73](47)”16”
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-1-145-152
Ключевые слова: архитектурная керамика, изразцы, ценинных дел мастера, ценинники, керамическое производство, глазурь, эмаль, орнамент, цвет, стиль барокко, декоративно-прикладное искусство
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь