Развитие духовной музыки в петровской России
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Особенности развития богослужебной и внебогослужебной духовной музыки петровской эпохи рассматриваются в контексте процессов переходного этапа от средневековья к Новому времени, что привело к: 1) полистилистичности, обусловленной бытованием в церковном обиходе древнерусского по происхождению знаменного пения и связанного с европейским влиянием партесного пения; 2) многожанровости: богослужебное пение представлено монодийными роспевами обихода, гармонизациями обиходных песнопений, партесными композициями, в том числе концертами; внебогослужебное пение репрезентировано духовными кантами и псальмами; 3) сосуществованию музыкальных практик различных христианских традиций: православия (официального и старообрядческого), лютеранства и католицизма; 4) развитию композиторского духовного творчества, внутри которого можно выделить две тенденции: мастера из числа государевых певчих дьяков наряду со знаменными песнопениями создают партесные произведения с постоянным многоголосием; другие авторы тяготеют к европейской партесности с переменным многоголосием. Если в отношении светской музыки петровского времени можно утверждать приоритет новаторских преобразований, что было обусловлено самим фактом появления в рассматриваемое время профессионального светского музыкального искусства, то в отношении духовного пения, имевшего глубокие многовековые традиции, происходившие преобразования носили не столь радикальный характер. Новации сдерживались богослужебным предназначением песнопений, функцией пения в церковном обиходе, церковнославянским языком, наконец, регулированием новин самими носителями русской культуры.
- Мурашова Наталья Сергеевна
- 1. Антонова В. М. Отечественное музыкальное образование партесной ориентации в конце XVII – первой четверти XVIII столетия // Музыкальное искусство и образование. 2015. № 2 (10). С. 131–145.
- 2. Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII – нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30.
- С. 96–122.
- 3. Андреев А. Н. Московская римско-католическая община в конце XVII в.: формирование, состав и конфессиональная жизнь // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17, № 4. С. 6–16.
- 4. Полное собрание законов Российской империи. Санкт-Петербург, 1830. Т. 4: (1700–1712). 881 с.
- 5. Конышева Ю. Е. Государственная политика в отношении католической церкви в эпоху Петра I // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 2 (25). С. 124–126.
- 6. Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2019. 371 с.
- 7. Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII – начала XX века. Москва: Совет. композитор, 1985. 232 с.
- 8. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. Москва: Музыка, 1982. 319 с.
- 9. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII – начала XVIII веков: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2000. 28 с.
- 10. Плотникова Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. 2012. № 11. С. 23–27.
- 11. Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182–196.
- 12. Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI–XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и поддьяки. Челябинск: Книга, 1991. 444 с.