научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Особенности работы фотографа и художника-оформителя в создании советской кинорекламы

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье рассматривается историко-культурный контекст пропагандистских, идеологических, эстетических качеств афиши и фотографии в советской кинорекламе. Рекламный образ с фотографии или киноплаката рассматривается как главный «поставщик» и/или «посредник» транслируемых смыслов. Анализируется феномен двух творческих профессий – художник-оформитель и фотограф кино. Речь идет о работе, отвечающей рекламным целям кинопроката, и, одновременно, о своеобразном проявлении содержательной стороны советских фильмов путем их художественной интерпретации. Основная часть афиш для кинотеатров и домов культуры являлась «рукодельной», создававшейся в одном экземпляре (наряду с плакатами, тиражировавшимися на копировальной технике). В течение многих десятилетий ХХ в. оформители и фотографы выступали посредниками между авторами экранного контента и реципиентами, создавая разнообразные трактовки произведений кинематографа.

  • Еременко Евгений Дмитриевич
  • Гусак Василий Андреевич
  • Бахман-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Трашкенова. Москва: Новое лит. обозрение, 2017. 504 с.
  • Савчук В. В. Философия фотографии. Санкт-Петербург: Изд-во «Акад. исслед. культуры», 2015. 256 с. 
  • Манович Л. Язык новых медиа. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. 399 с. 
  • Лебедева Е. В., Черных Р. М. Искусство художника-оформителя: практические советы самодеятельному художнику. Москва: Совет. художник, 1981. 342 с. 
  • Маяковский В. В. Мистерия-Буфф. Первая редакция // Маяковский В. В. Театр и кино. Москва: Искусство, 1954. Т. 1. С. 137–209. 
  • Ильф И. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев // Ильф И. А., Петров Е. П. Собрание сочинений: в 5 т. Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1961. Т. 1. С. 25–382. 
  • Визбор Ю. Песенка о наивных тайнах // Songs PRO. URL: http://songspro.ru/26/Yuriy-Vizbor/tekst- pesni-Pesenka-O-Naivnyh-Taynah (дата обращения: 19.02.2021). 
  • Арабов Ю. Н. Серый автомобиль («Господин оформитель») // Арабов Ю. Н. Солнце: киносценарии / вступ. ст. А. Сокурова; послесл.-интервью Я. Таран. Санкт-Петербург: Сеанс: Амфора, 2006. С. 11–49. 
  • Мишенин Д. О. Реаниматор культового кино. Москва: АСТ: ОГИЗ, 2020. 384 с. 
  • Жукова М. Организация и планирование кинопроката. Москва: Искусство, 1972. 326 с. 
  • Иванов В. С. Как создается плакат. Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. 62 с. 
  • Назаренко Ю. Исчезающая специальность 
  • «Фотограф на картине» // Субъектив. 1996. № 4. С. 48–49. 
  • Маклюэн М. Понимание Медиа: внешнее расширение человека / пер. с англ. В. Николаева. Москва: Гиперборея: Кучково поле, 2007. 462 с.
Авторы: Еременко Евгений Дмитриевич
Гусак Василий Андреевич
Рубрика: Культурология
Страницы: 35-42
УДК: 77:659.133(47+57)”19”
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-2-35-42
Ключевые слова: фотограф кино, художник-оформитель, кинореклама, киноафиша, кинопрокат, кинопроизводство, рекламный образ, фотоколлаж
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь