научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Поликультурное образование в системе ценностей современного мира

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье рассматривается феномен и концепция поликультурного образования в контексте глобализационных процессов, в связи с историческим развитием, трактуемым концепцией «плавильного котла». Показано, что в современной цивилизации, ускоряющей унификацию, уподобление, формирование единых стандартов неизменно усиливается ответное противостояние в форме возврата к традиционным ценностям, маркирующим особенности отдельных культур. Поликультурное образование как принцип формирования толерантных отношений, толерантных черт личности обладает потенциалом сглаживания возникающих противоречий. Показано, что исторически именно наука и образование являются совокупным вкладом всех народов в развитие культуры мира и цивилизации, в содержании и формах организации которых формируются общечеловеческие ценности. Поддерживается идея билингвального образования, культурологической подготовки учителей, работающих в полиэтнических школах и вузах, приводится пример проекта санкт-петербургских ученых «Этнокалендарь России», обеспечивающего этнокультурное просвещение учителей, воспитателей и учащихся в течение ряда лет. Утверждается, что образование является фактором, препятствующим сепаратистским настроениям и объединяющим нацию в стремлении к развитию при условии его поликультурности по содержанию и форме. При этом в отличие от межконфессиональных и обрядовых отличий, сохраняемых в форме праздничных и повседневных обычаев, образование является реальным ресурсом, помогающим оценить целесообразность и сохранить следы вклада даже малочисленных народов в мировую культуру. Обращается внимание на значимые маркеры идентичности этнокультур – язык, народное творчество, традиционные промыслы, поддержание которых в системе образования является условием как сохранения идентичности, так и поступательного развития общества.

  • Протанская Елена Сергеевна
  •   Новолодская С. Л. История и современность поликультурного образования: монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2015. 122 с.
  • Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР, 2009. 448 с. 
  • Михеева Т. Б. Специфика функционирования полиэтнической школы в России с позиции учителя- русиста // Вестник Российского университета друж- бы народов. Серия. Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2007. № 1. С. 71–77. 
  • Этнокалендарь Санкт-Петербурга 2022 год. URL: https://ethnospb.ru/p14/index.htm (дата обращения: 26.04.2022) 
  • Протанская Е. С. Этнокультурное просвещение детей в формировании ценностей современной России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (33). С. 24–31. 
  • Ишкинеева Ф. Ф. Озерова К. А., Кавеева А. Д., Ахметова С. А., Фурсова В. В. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8, № 1. С. 35–54. 
  • Пичкуренко Е. А., Архипова А. И., Аракелов А. В. Дидактические аспекты герменевтического круга и проектирование технологий освоения учебного текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2018. Вып. 2 (218). С. 101–109 
  • Ушинский К. Д. О народности в обществен- ном воспитании // Литература и Жизнь: сайт. URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_ vospit.html (дата обращения: 15.01.2022). 
  • Куртвапова В. М. Понятийный аппарат по- ликультурного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия. Педагогика. 2017. № 3. C. 46–54. 
  • Муха В. Н. Этнокультурная идентичность в условиях диаспоры: конфессиональный, гражданский и региональный компонент // Теория и прак- тика общественного развития. 2013. № 3. С. 40–42. 
  • Абузарова Н. А. Этнокультурная идентичность в условиях глобализации // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: ХV Междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана, 20–23 марта 2012 г., Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 447–449. 
  • Поликарпов В. С. Закат Америки (философские размышления) // ЛитМир: электрон. б-ка. URL: https://www.litmir.me/br/?b=22157&p=1 (дата обращения: 15.01.2022). 
  • Экарева И. Л. Колониализм и европейские промышленные революции // Инновации и инве- стиции. 2015. № 5. С. 58–62. 
  • От редакции // Курьер ЮНЕСКО. 2021. № 5. URL: http://ru.unesco.org/courier/2021-5/ot-redakcii (дата обращения: 15.01.2022) 
  • Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция 1. URL: https://nashavera.com/media/books/ Ключевский_Курс_Русской_Истории.pdf (дата об- ращения: 26.04.2022). 
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с из- менениями на 16 апреля 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 26.04.2022).  
Авторы: Протанская Елена Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Страницы: 136-145
УДК: 37.014.5
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-2-136-145
Ключевые слова: поликультурное образование, «плавильный котел», толерантное сотрудничество, общечеловеческие ценности, этнокультурное просвещение
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь