Кураторство и Интернет: презентации искусства как трансляция культурных кодов
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Виртуальная реальность стала важной частью работы кураторов, пространством, в котором через искусство презентуются определенные культурные коды. Куратор превращается из хранителя искусства в исследователя культуры, при этом сам он неосознанно является носителем определенной культурной традиции. В данном процессе можно выделить несколько наиболее актуальных направлений. Одним из них является смещение фокуса на производство арт-проектов, созданных с учетом изменений, сделавших виртуальность частью нашей повседневной практики. Интернет утверждает ценности культурного разнообразия, к которым относят и виртуальные объекты. NFT искусство стало неоднозначным симптомом нового отношения к виртуальной собственности и свидетельством новой этики и идеологии. Другой аспект – это изменение отношения к «событию», которое раньше воспринималось как что-то неповторимое, то в эпоху Интернета оно может быть воспроизведено многократно, неповторимой оказывается только реакция на него в конкретный момент времени, что провоцирует, например, реконструкции арт-проектов прошлого. Также Интернет оказался площадкой, на которой сосуществуют традиционные музейно-галерейные институции и формируется новый дискурс, в котором сетевое сообщество выступает как коллективный автор-куратор артпроектов. Параллельно востребована популяризаторская, коммерческая функция кураторских проектов. Отдельный вопрос – это иммерсивные и мультисенсорные проекты, которые продолжают старые споры о роли искусства и дискуссии о последствиях влияния Сети на нашу культуру и психологию человека. Кураторство в Сети стало особой культурной практикой, так как является контекстно несвободным и реагирует на Интернет не только как среду, но и как технологически зависимую, социокультурную, политическую и экономическую экосистему, транслирующую культурные коды.
- Демшина Анна Юрьевна
- 1. Hofstede https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S2405473915000380 - bbib0235G. Cultures and organizations: Software of the mind. London; New York; St. Louis: McGraw-Hill Book Company, 1991. 561 p.
- 2. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитар. наук. Москва: Прогресс, 1977. 487 с.
- 3. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Санкт-Петербург: Петрополис, 1998. 432 с.
- 4. Рапай К. Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему / пер. с англ. У. Саламатова. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008. 167 с.
- 5. Digital Art through the Looking Glass: New strategies for archiving, collecting and preserving in digital humanities / ed.: O. Grau, J. Hoth, E. Wandl-Vogt. Verfügbar: Bearbeitung abgeschlossen. Titelaufnahme nach RDA, 2019. 320 p.
- 6. Рудаков Г. Современное искусство: зачем ему технологии и кто его объяснит // РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6019739e9a79 4737983f7c04 (дата обращения: 29.08.2022).
- 7. New Media in the White Cube and Beyond: Curatorial Models for Digital Art 0th Edition / ed. P. Christiane. Berkeley: Univ. of California Press, 2008. 288 p.
- 8. Ghidini M. Curating on the Web: The Evolution of Platforms as Spaces for Producing and Disseminating Web-Based Art // Arts. 2019. Vol. 8, N 3. P. 78.
- 9. Allen R. Do We Need Buildings for Digital Art? // The Guardian. 2013. July 19. URL: http://www.theguardian. com/culture-professionals-network/culture-professionalsblog/2013/jul/19/does-digital-art-need-buildings#start-ofcomments (дата обращения: 27.04. 2019).
- 10. «Перенести искусство в сеть»: Основатель Google Art Project о том, как музеи боялись интернета // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2015/06/24/ googleart/ (дата обращения: 24.06.2015).
- 11. Schnapp J. T. Knowledge design: incubating new knowledge forms, genres, spaces in the laboratory of the digital humanities; keynote delivered at the Herrenhausen Conf. «(Digital) Humanities Revisited – Challenges and Opportunities in the Digital Age». Hannover: Volkswagen-Stiftung, 2014 https:// jeffreyschnapp.com/wp-content/uploads/2011/06/HH_ lectures_Schnapp_01.pdf (дата обращения: 29.08.2022).
- 12. Маккуайр С. Геомедиа. Москва: Strelka press, 2018. 268 c.
- 13. Lu F. Does NFT Art Have a Place in The Museum In 2022? // Jing Culture & Commerce. 2022. Jan. 6. URL: https://jingculturecommerce.com/pamm-nfts-the-next500-years-takeaways/ (дата обращения: 29.08.2022).
- 14. Маркс Л. Осязательная эстетика // Художественный журнал. 2019. № 108. С. 61.
- 15. Как смартфоны влияют на развитие детей и о чем не задумываются родители? // Informburo.kz: портал. URL: https://informburo.kz/stati/kak-smartfonyvliyayut-na-razvitie-detey-i-o-chyom-ne-zadumyvayutsyaroditeli-.html (дата обращения: 29.08.2022).
- 16. Murray J. H. Hamlet on the Holodeck: The Future of Narrative in Cyberspace. New York: Free Press, 1997. 324 p.
- 17. Social media are changing the way art is seen and presented the marriage of art and apps is especially conspicuous in China // Economist. 2022. Apr. 23. URL: https://www.economist.com/culture/2022/04/23/ social-media-are-changing-the-way-art-is-seen-andpresented (дата обращения: 29.08.2022).