Совершенствование методологии внешней и внутренней оценки качества высшего образования
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
В статье анализируются методические подходы к оценке качества высшего образования. На примере социологических исследований стран Европы и вторичных исследований Европейской ассоциации качества образования раскрываются основные принципы и подходы к оценке качества высшего образования, заинтересованность стратегических партнеров образовательного процесса – профессорско-преподавательского состава университетов, студентов, выпускников, работодателей, экспертов во внешней оценке качества высшего образования. Рассмотрены национальные подходы к построению системы независимой оценки качества высшего образования. Проанализированы направления общеевропейской политики качества высшего образования, формирования единых наднациональных объединений в сфере оценки образования, аккредитации образовательных программ университетов. Выводы позволяют говорить о возрастающем влиянии выпускников университетов и работодателей в выборе методов и подходов в оценке качества образования, незадействованном потенциале местных органов власти.
- Михальченкова Наталья Алексеевна
- Большаков Сергей Николаевич
- Большакова Юлия Михайловна
- 1. European Quality Assurance Register for Higher Education (EQAR), 2020. Policy Brief: External Quality Assurance Activities within and beyond the EHEA. 2020. June. P. 4. URL: https://www.eqar. eu/assets/uploads/2020/07/PolicyBrief_EQA_ WithinandBeyondEHEA.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
- 2. Dakovic G., Gover A. Diversification of external quality assurance in the EHEA – Reflection following the analysis of ENQA Agency Reviews conducted in 2020– 2021 // European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA). 2022. URL: https://www.enqa. eu/wp-content/uploads/Diversification-of-EQA_final. pdf. (дата обращения: 30.03.2022).
- 3. Большаков С. Н., Луппов И. Ф., Темирбулатов А. М. Государство и образовательная политика: социологические оценки на примере системы образования США // Современное общество в условиях цифровой экономики: монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2020. Гл. 10. С. 128–138.
- 4. Innovative practices in higher education quality assurance: A study of new activities, tasks and roles in six quality assurance agencies in Europe / Nordic Inst. for Studies in Innovation, Research and Education. 2020. (Working Paper. № 7).
- 5. Большаков С. Н., Большакова Ю. М., Михальченкова Н. А. Эпистемология педагогического образования в оценках зарубежных исследователей // Инновационное развитие науки и образования монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2021. Гл. 1. С. 6–16.
- 6. Jeroen H., Manatos M. J. The use of the European Standards and Guidelines by national accreditation agencies and local review panels // Quality in Higher Education. 2020. Vol. 26, Iss. 1. P. 48–65.
- 7. Making the Most of Our Potential: Consolidating the European Higher Education Area. Bucharest Communiqué. Final version // Communiqué of the Conf. of European Higher Education Area (EHEA). Bucharest, 2012. URL: http://www.ehea.info/Upload/ document/ministerial_declarations/Bucharest_ Communique_2012_610673.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
- 8. Effective Involvement of Stakeholders in External Quality Assurance Activities (ESQA) / Romanian Min. of Education and Research, Unit for the Management of Externally Financed Projects. 2020. Р. 35.
- 9. The European Higher Education Area in 2018: Bologna Process Implementation Report // European Commission. 2018. May 23. URL: https://eacea. ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/ european-higher-education-area-2018-bolognaprocessimplementation-report_en (дата обращения: 20.04.2022).