научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Структурно-содержательная модель когнитивной педагогики

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Автор обращает внимание на теоретические и практические аспекты по реализации модели когнитивной педагогики, отражающие ее ресурсный потенциал. Цель исследования – разработка и реализация структурно-содержательной модели когнитивной педагогики, оценка ее эффективности. В статье приводятся результаты построения когнитивной модели при реализации дисциплин гуманитарного цикла для подготовки будущих педагогов, указывающие на значение роли теории графов при анализе проблем в педагогических ситуациях на начальных этапах моделирования, что свидетельствует об эффективности разработанной структурно-содержательной модели. Методы, используемые при проведении исследования: литературный обзор, эксперимент, сравнительный анализ. Парадигмы когнитивной педагогики опираются на результаты отдельных примеров конвергенции гуманитарных наук, имеющих определенное отношение к педагогике. На практике соответствующие знания служат теоретической основой, на которую могут опираться модели когнитивной педагогики при реализации дисциплин гуманитарного цикла для подготовки будущих педагогов. Наибольшее внимание при этом целесообразно уделять этапу выявления воздействующих на педагогическую ситуацию факторов и построению когнитивных карт.

  • Муллер Ольга Юрьевна
  • Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: пользовательские свойства инструментов познания // Образовательные технологии. 2012. № 4. С. 69–78.
  • Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Когнитивная педагогика второй половины XX века: ретроспективный анализ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=28994 (дата обращения: 28. 09.2022).
  • Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 121–128.
  • Gardner R. W., Holman P. S., Klein G. S., Linton H. B., Spence D. P. Cognitive control: A study of individual consistencies in cognitive behavior. New York: Intern. Universities Press, 1959. 185 p.
  • Исаев Е. И. Педагогическая психология. Москва: Юрайт, 2022. 347 с.
  • Можаров М. С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности // Педагог. Сибирский межвузовский журнал. 1999. № 7. С. 54–57.
  • Дубровская Ю. А., Новожилов И. М., Пихконен Л. В. Применение когнитивных технологий в практико-ориентированном обучении // IV Международная научная конференция по проблемам управления в технических системах: сборник материалов. Санкт-Петербург, 2021. Т. 1. С. 218–222.
  • Сергеев С. Ф., Бершадский М. Е., Чоросоваи О. М. и др. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография. Якутск, 2016. 337 с.
  • Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3. С. 30–35.
  • Гурова Д. Г. Применение математического аппарата теории графов при решении экономических задач // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3, ч. 3. С. 375–377.
  • Шапошникова Т. Л., Подольская О. Н., Пастухова И. П. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 8. С. 370–384.
  • Камалеева А. Р., Грузкова С. Ю. Теоретическое обоснование процесса когнитивного моделирования педагогических ситуаций // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 245–247.
  • Колдаев В. Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. 400 с.
Авторы: Муллер Ольга Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Страницы: 103-109
УДК: 37.02
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-4-103-109
Ключевые слова: когнитивная педагогика, парадигма, модель, познание, когнитивная карта, граф
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь