научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Воссоздание песенно-танцевальных явлений русского народа в современном этновокальном образовании

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В начале третьего десятилетия нынешнего века явно обозначилась проблема трансляции эт- нопевческого, этнотанцевального опыта, воссоздания произведений и явлений искусства устной традиции, приобщения молодого поколения к народной культуре, которая показала необходи- мость поиска новых путей организации этновокального образования, направленного на профес- сиональную подготовку руководителей народных хоровых коллективов, педагогов-вокалистов, готовых организовать творчество современных исполнителей на основе традиций и иннова- ций, активизировать процессы восстановления, оживления этнопевческой культуры. В качестве мощного воспитательного и обучающего средства рассматриваются песенно-танцевальные ком- плексы, способные не только передать культуру нашего народа, но и активно воздействовать на современную молодежь, вызывая проявления чувств и эмоций. Разработанная автором педаго- гическая технология направлена на формирование современного этновокального педагога, обла- дающего умением фиксации, обработки, анализа фольклорно-этнографических песенных, инстру- ментальных, танцевальных материалов, способного их осмыслить, выполнить реконструкцию и адаптировать в культурно-образовательной среде. Это позволит решать вопросы сценической ин- терпретации аутентичных произведений, песенно-танцевальных комплексов, для того чтобы они стали понятными и интересными современному человеку.

  • Шастина Татьяна Владимировна
  • Русские народные хороводы и танцы Ярос- лавской области / запись М. Д. Яницкой. Москва, 1994. 79 с.
  • Яницкая М. Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. Москва, 1981. 44 с.
  • Руднева А. В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. Москва: Совет. композитор, 1975. 309 с.
  • Милютин В. А. Фольклорный танец: сбор, запись, терминология: метод. пособие. Чебоксары, 1998. 43 с.
  • Веретенников И. И. Белгородские карагоды. Изд. 3-е, перераб. и доп. Белгород: ГБУК «БГЦНТ», 2020. 89 с.
  • Буксикова О. В., Амелина М. Н. Региональные и семантические аспекты традиционной танцеваль- ной культуры белгородчины // Наука. Искусства. Культура. 2015. Вып. 2 (6). С. 46–58.
  • Кукин А. Ф., Лапин В. А. К проблеме русских хороводов // Народный танец: проблемы изучения: сб. науч. тр. Санкт-Петербург, 1991. С. 11–29.
  • Шилин А. Н. Традиционная хореография в контексте святочных праздников (на материале Чух- ломского района Костромской области) // Традици- онная культура: науч. альм. 2007. No 3 (27). С. 81–90.
  • Бадмаева Т. Б. Основные аспекты професси- ональной компетенции этнохореографов // Танец в диалоге культур и традиций: материалы VI межвуз. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гу- манитар. ун-т профсоюзов, 2016. С. 12–14.
  • Матвеев В. В. Традиции и перспективы из- учения фольклора в системе подготовки хореогра- фов // Танец в диалоге культур и традиций: матери- алы VI межвуз. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2016. С. 10–12.
  • Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учеб. пособие по специальности «Народное художественное творчество», специ- ализация «Хореография». Кемерово: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. 177 с.
  •   Лисициан С. С. Запись движения (Кинето- графия) / под ред. Р. В. Захарова. Москва; Ленинград: Искусство, 1940. 428 с.
  • Саргсян Н. Г. О квантитативном методе анализа хореографических и музыкальных элемен- тах (на примере музыкально-кинетографических партитур С. С. Джуджева и С. С. Лисициан) // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2016. No 1 (16). С. 13–21.
  • Соколов-Каминский А. А. Балет: от термина к сути // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. No 6 (77). С. 87–101.
  • Абызова Л. И. История хореографическо- го искусства: отечественный балет XX – начала XXI века: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Санкт- Петербург: Композитор, 2017. 320 с.
  • Аникин В. П. Циклы и циклизация в русском фольклоре // Русский фольклор: материалы и исслед. Санкт-Петербург: Наука, 1999. Т. 30. С. 3–14.
  • Иванова Т. Г. Становление понятия «вари- ант» в отечественной фольклористике // Русский фольклор: материалы и исслед. Санкт-Петербург: Наука, 1999. Т. 30. С. 15–19.
  • Оленева А. В. Применение методики трех- фазного дыхания Е. А. Лукьяновой в системе подготовки артистов балета // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. No 2 (49). С. 183–188.
  • Шастина Т. В. Формирование этнопевческой культуры студентов современного вуза // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. No 3 (36). С. 168–172.
  • Шастина Т. В. Формирование этнопевческих навыков студентов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. No 3 (40). С. 140–144.
  • Шастина Т. В. Освоение фольклорных текстов в ансамблевом пении // Вестник Санкт- Петербургского государственного института куль- туры. 2018. No 1 (34). С. 168–172.
  • Шастина Т. В. Русская вокальная школа: традиции и перспективы // Вестник Санкт- Петербургского государственного института куль- туры. 2020. No 4 (45). С. 140–145.
  • Шастина Т. В. Этновокальное образова- ние сегодня: векторы развития // Вестник Санкт- Петербургского государственного института куль- туры. 2021. No 2 (47). С. 114–119.
Авторы: Шастина Татьяна Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Страницы: 120-127
УДК: [398.8+793.31](=161.1):[78.031.4:37]
DOI: 10.30725/2619-0303-2022-4-120-127
Ключевые слова: этновокальное образование, песенно-танцевальный комплекс, искусство устной традиции, народное исполнительство, фольклор, сценическая интерпретация
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь